Остаемся зимовать: Могут ли украинцы замерзнуть зимой-2014

С подписанием газового контракта с российским "Газпромом" украинцы получили шанс на теплые батареи грядущей зимой. Однако при более детальном рассмотрении "отопительного" вопроса на горизонте появляются другие, не менее важные проблемы сектора

По оценкам синоптиков, часть территории Украины ожидает холодная зима. Директор Укргидрометцентра Николай Кульбида 19 ноября отмечал, что природа не будет делать скидок "на войну", особенно на востоке и северо-востоке Украины. Это означает, что нашей стране придется закупать необходимые объемы газа и угля для обеспечения теплом и электроэнергией и не ожидать благосклонности от погоды. И покупать энергоресурсы придется преимущественно у России.

Программа Президента Петра Порошенко "Стратегия реформ-2020" предполагает уменьшение зависимости от монопольных импортеров энергоресурсов до 30% при том, что сейчас лимит составляет 60%. Тем не менее, в ней не определены конкретные шаги для достижения этой цели, и, несмотря на все внедренные уже решения, особой помощи от диверсификации пока не видать.

Россия, по подсчетам Максима Орешкина, руководителя стратегического планирования в Министерстве финансов РФ, теряет $2 млрд на падении стоимости барреля нефти на 1$. Но при этом, вспоминая "украденный газ в 2008 году", наш северный сосед продолжает угрожать и бороться за каждый доллар цены на газ для Украины. Согласно заявлению главы НАК "Нафтогаз Украины" Андрея Коболева от 24 ноября, Украина планирует купить у России 1 млрд кубометров газа до конца года. В обмен на начало поставок наша страна должна выплатить $3,1 млрд до конца 2014-го. Первый транш Украина уже выплатила, тем не менее, точная дата начала поставок до сих пор неизвестна.

Надежды на реверсные поставки также не совсем оправдались — у России оказалось достаточно политических и экономических механизмов давления, чтобы влиять на страны-поставщики реверсного газа. В результате полностью заменить поставки "голубого топлива" из РФ не удалось, что признают даже в правительстве. Премьер-министр Арсений Яценюк еще до октябрьских газовых договоренностей отмечал дефицит в 5 млрд кубометров для прохождения отопительного сезона.

Впрочем, некоторым украинским компаниям не хватило газовой зависимости от России, и они решили добавить еще и угольную. Энергохолдинг Рината Ахметова ДТЭК даже в июле, когда ситуация на востоке Украины становилась непредсказуемой, продолжала экспортировать в Россию дефицитный антрацит. Как оказалось три месяца спустя, именно такого угля будет не хватать украинским ТЭС зимой. Практически все шахты, которые добывали сырье дефицитных марок в Украине, — за линией огня. И, как ни странно, ДТЭК снова выбирает себе в партнеры Россию. Но теперь уже в качестве поставщика того самого угля, который еще в июле покупала.

Газовая голодовка

Пока Гидрометцентр прогнозирует холод на улице, энергетические эксперты предрекают, что батареи в домах также не будут раскаленными "добела". "В домах очень тепло не будет: где-то 17-18 градусов тепла, но Украина это переживет", — отмечает президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар. По мнению эксперта по энергетическим вопросам Дмитрия Науменко, в случае если Россия откажется от газовых поставок, будет еще холоднее — 14-15 градусов.

По словам министра энергетики Юрия Продана, Украина возобновит импорт российского газа с наступлением холодного периода. Тем не менее, даже после заключенных газовых соглашений между Россией и Украиной серьезным риском является возможность того, что газовые поставки будут прекращены в разгар отопительного сезона.

"Если не будет слишком сильных морозов, то украинского и импортного топлива в этом отопительном сезоне должно хватить даже без российского газа", — оценивает шансы Украины перезимовать руководитель жилищно-коммунальных программ ГМ ОПОРА Татьяна Бойко. Газовые запасы Украины в подземных хранилищах (ПХГ) по состоянию на 22 ноября составили 14,83 млрд кубометров газа. Год назад аналогичные объемы ресурса (14,765 млрд кубометров) наполняли ПХГ к 31 декабря.

Но ситуация опасна тем, что этой зимой может повториться казус 2009 года, когда Украине пришлось использовать внутренний реверс: перебрасывать газ с западноукраинских хранилищ на восток, предполагают эксперты. Если Россия переведет газопровод "Северный поток" на полную мощность и увеличит транзит через Беларусь, объемы газа, проходящего через украинскую ГТС, могут упасть до минимального уровня — ниже 60 млрд кубометров ресурса в год. Это приведет к нестабильной работе из-за низкого давления. Такая ситуация может стать главным российским аргументом для Европы против Украины как надежного партнера, чтобы ЕС поддержал проект "Южного потока" как "панацею от всех энергетических проблем".

Несмотря на такой риск, по мнению Михаила Гончара, катастрофы не будет. "Будет холодно, но Украина пройдет через этот период. "Газпром" может пойти на это — они не взяли на себя никаких серьезных обязательств и могут в любой момент выставить украинскую сторону виноватой в срыве не только поставки, но и транзита газа", — делится точкой зрения эксперт.

Замерзший Донбасс

Тем временем ситуация на востоке страны кажется более безнадежной, чем в остальной части Украины. На Донбассе пострадала жилищно-коммунальная инфраструктура, а финансовые расчеты за поставки газа фактически невозможны. При этом каждый год восток и северо-восток в зимний период демонстрируют самые низкие температуры.

В правительстве попытались найти выход из этой патовой ситуации — премьер-министр Арсений Яценюк заявил о возможности поставок газа и электроэнергии на территорию оккупированного Донбасса в счет зарезервированных социальных выплат и пенсий. По мнению эксперта Дмитрия Науменко , такое решение связано с намерением сохранить часть лояльности среди местных жителей, но не позволить украсть или "перераспределить" помощь в пользу "ДНР"/"ЛНР". "Тепло из батарей невозможно украсть", — размышляет он.

Часть украинцев, которые живут не на Донбассе, считают, что Киев не обязан за счет Запорожья, Сум или Днепропетровска субсидировать бандформирования на оккупированной территории. О таких настроениях говорит Михаил Гончар. С другой стороны, отказ Украины от предоставления тепла Донбассу приведет к гуманитарной катастрофе.

По словам Михаила Гончара, и Киев, и бандформирования на Донбассе должны осознать приоритетность интересов простых граждан и найти оптимальный баланс между экономикой и социальным аспектом. "Одним из приближенных к оптимальным решений является обмен поставок электроэнергии и газа из энерго- и газотранспортной системы Украины на донбасский уголь в качестве компенсации", — размышляет он. Эксперт также отмечает высокие риски для прохождения отопительного сезона в связи с деятельностью диверсионных групп против объектов энергетической инфраструктуры, ведь в случае диверсий даже при наличии необходимых ресурсов потребители не смогут получить электроэнергию и тепло. Именно таким образом, по мнению Гончара, может дискредитироваться украинская власть.

Тарифное "похолодание"

Один из самых болезненных вопросов украинского энергетического сектора — низкие тарифы на электроэнергию, газ и сопутствующие коммунальные услуги. Год назад повышение тарифов на 50% выглядело весомым аргументом со стороны противников подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Сейчас речь идет о повышении тарифов на тепло в несколько раз, и это уже не связано с евроинтеграцией. Национальная комиссия по вопросам регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) сообщила, что повышение цен "необходимо для компенсации потерь предприятий теплокоммунэнерго при условии отсутствия государственных дотаций". Впрочем, не стоит забывать, что повышение тарифов на ЖКХ — одно из основных условий Международного валютного фонда для выдачи кредитов, от которых Украина в условиях войны не может отказаться. Согласно меморандуму с МВФ, подписанному весной 2014 года, украинцам следует также подготовиться к повышению тарифов на газ и тепло еще на 50% в 2015-м, на 20% — в 2016 и 2017 годах. Вопрос в том, смогут ли все украинцы оплатить это тепло.

Повышение цены является экономически целесообразным, но упирается в вопрос субсидирования. В качестве примера в схеме расчетов за поставленное тепло НКРЭКУ приводит двухкомнатную хрущевку: стоимость услуги для нее составит приблизительно 500 грн. Ранее работала система компенсаций, при которых государство брало на себя до 90% стоимости коммунальных услуг в зависимости от льготных категорий. Сейчас эти компенсации предоставляются в форме субсидий и доступны только для тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума. По оценкам Министерства социальной политики, этот месячный минимум составляет приблизительно 1176 грн на человека. Значит, если в семье два человека зарабатывают 1250 грн, то за 18 градусов тепла в НКРЭвской хрущевке они заплатят все 500 грн. И никакие субсидии им не положены.

По мнению общественного активиста и правозащитника Татьяны Монтян, "социально незащищенные слои населения наряду со всеми иными получателями бюджетных средств должны быть занесены в открытый реестр и пользоваться монетизированными льготами". Но времени, чтобы разработать новую систему субсидирования, уже не осталось: холода на пороге. Согласно той системе помощи, которая предлагается правительством сейчас, семья, в которой доход на одного человека не превышает прожиточный минимум, будет платить за жилищно-коммунальные услуги только 7,5% от своего дохода.

Государственные стратегии определяют задачи на 2020 год, но у Украины до сих пор нет уверенности в том, как она переживет эту зиму. Газовые контракты с Россией на "новых" условиях — это не дипломатическая победа, а только временная отсрочка в энергетической битве, которую мы пока проигрываем.