Плавучая независимость: почему ЕС делает выбор в пользу сжиженного газа

Литва и Украина начали проекты по строительству терминалов приема сжиженного газа практически одновременно. И пока в Украине не могут решить бюрократические вопросы, Литва принимает плавучий терминал Independence в порту Клайпеды

27 октября Литва сделала свой первый шаг к энергетической независимости — в порт Клайпеда причалил корабль-хранилище сжиженного газа (СПГ) — Independence ("Независимость"). Начав реализацию проекта по строительству терминала для приема сжиженного газа практически одновременно с Украиной, за 3,5 года балтийская страна построила для себя необходимое судно на корейских мощностях. Данный проект — еще одна демонстрация того, что страны ЕС ищут способы диверсифицировать поставки топлива из России. Впрочем, и Украина — не исключение.

Балтийский гамбит

Ежегодная потребность Литвы в "голубом топливе" в десятки раз меньше, чем у Украины. В 2013 году, по данным Минэкономики страны, Литва потребила всего 2,7 млрд кубометров ресурса (в Украине же этот показатель составил 50,4 млрд кубометров), при этом 100% его было импортировано из РФ. В течение нескольких последних лет правительство страны вело переговоры с российским газовым монополистом — корпорацией "Газпром" — о снижении цены на природный газ (ПГ). Так, еще в начале текущего года Литва платила одну из самых высоких цен на ресурс в ЕС — свыше $460 за 1 тыс. кубометров. После проведенных в мае переговоров премьер-министр Альгирдас Буткявичюс сообщил о достижении договоренности по снижению стоимости; по информации источников, близких к ходу переговоров, падение составило 20% — до $370/тыс. кубометров. При этом, как считают эксперты, немалую роль в уступчивости российской стороны сыграло именно грядущее прибытие плавучей "Независимости".

Прибытие Independence в Клайпеду. Фото Reuters

Терминал — недешевое удовольствие. В 2012-м литовская госкомпания Klaipedos nafta (эксплуатирующая организация "Независимости") подписала договор об аренде плавучего терминала мощностью около 3 млрд кубометров в год с корейской Hoegh LNG. Согласно этому договору, аренда обойдется литовской госкомпании в $689 млн за 10 лет, постройка береговой инфраструктуры — еще в 200 млн евро (около $255 млн по курсу ЕЦБ). Поставлять ПГ в страну будет норвежская компания Statoil, при этом стоимость ресурса будет рассчитываться не из цены на нефть (как это делает РФ), а с привязкой к британской спотовой площадке NBP. Открытых данных по этому хабу нет, однако эксперты утверждают, что крайняя стоимость ресурса, которым торгуют на данной площадке, составляет около $330/тыс. куб.м. В принципе, даже с учетом арендной платы стоимость ресурса будет обходиться Литве дешевле — в случае покупки газа у РФ по цене $370/тыс. куб. м общий годовой счет при потреблении в 2,7 млрд кубометров составит почти $1 млрд, а при сохранении указанной спотовой цены и полной загрузки терминала экономия составит около $60 млн.

Помимо ценовой составляющей, важны и политические моменты. Во-первых, запуск литовского LNG-терминала — шаг к диверсификации поставщиков топливных ресурсов, что играет в пользу европейского законодательства. Во-вторых, Калининградская область РФ находится в зависимости от импорта природного газа из этой балтийской страны, что дает Литве на руки козырь при организации поставок топлива традиционным путем из РФ — наличие терминала позволяет вести торги по цене на ресурс.

В ногу с Европой

Литва — не единственная страна, которая за последние несколько лет воплотила проект по сжиженному газу. Всего морским путем Европа способна принимать около 200 млрд кубометров топлива, но в 2013-м мощности уже построенных терминалов использовались всего на треть. Причина не только в глобальной зависимости европейского рынка от поставок газа из РФ трубопроводным транспортом (в 2013-м из 462 млрд кубометров евроимпорта 40% составила доля российского ресурса), сколько от мировой конъюнктуры. Главными потребителями сжиженного газа в данный момент являются азиатские страны — Япония и Корея, также планируется развитие мощностей по приемке и регазификации СПГ в одной из самых активных стран-потребителей энергоресурсов — Китае. Кроме объемов потребления, которые в 2013-м составили более 170 млн тонн (около 240 млрд кубометров), роль играет и цена — разница в стоимости СПГ на европейских и азиатских рынках может колебаться в пределах $150-300 на каждой тысяче кубометров. К примеру, весной 2014-го стоимость СПГ в Азии достигала $640-700 за 1 тыс. кубометров. Эксперты отмечают — для поставщиков такой рынок является более привлекательным, нежели европейский.

По оценкам EY, к 2030 году мировой спрос на СПГ вырастет почти в два раза в сравнении с 2013-м и достигнет примерно 500 млн тонн в год, из которых не менее двух третей придется именно на Азию. Европа также не отстает — к запуску в среднесрочной перспективе планируются более 30 предприятий по перевалке сжиженного газа.

Что же касается поставщиков, их пул также растет. Сейчас ключевыми экспортерами подобного топлива являются страны Тихоокеанского региона (Бруней, Малайзия, Индонезия, Австралия), которые совокупно в минувшем году обеспечили более 30% мирового рынка СПГ, а также Ближневосточные страны с более чем 40%. Европа же закупает большую часть сжиженного газа в Норвегии и странах Северной Африки. Но в 2015-м на рынке появятся новые игроки. В частности, покорять мировые рынки планируют США, разрешившие экспорт газа и начавшие строительство терминалов. МЭА прогнозирует, что экспорт СПГ из США достигнет 50 млрд кубометров к 2035 году. О стоимости американского ресурса также ведутся дискуссии — некоторые эксперты называют стоимость и более $500 за тыс. кубометров. Впрочем, в Европе американский газ ждут и весьма — в условиях вялотекущей газовой войны между Украиной и РФ страны ЕС по-прежнему не чувствуют себя в безопасности: угроза срыва зимних поставок из-за проблем с транзитом все еще будоражит умы еврочиновников, поэтому диверсификационная страховка вряд ли повредит. С другой стороны, в исследовании Центра глобальной энергетической политики при Колумбийском университете Нью-Йорка прогнозируется (по оптимистичной модели), что объем экспорта топлива из Штатов может составить около 186 млрд кубометров в год, и тогда стоимость ресурса — даже несмотря на высокие затраты, связанные со строительством терминалов — может существенно снизиться в связи с появлением избыточного объема продукции на рынке.

Инициатива ненаказуема

В то время как ЕС активно строит терминалы по приему СПГ, Украина несколько лет подряд не может начать строительство собственного терминала, за которое ответственно Национальное агентство по инвестициям. В интервью Delo.UA его глава Сергей Евтушенко отмечал, что к концу текущего года истекает срок действия предварительного соглашения по аренде плавучего терминала (FSRU) с американской Excelerate Energy, и тогда наша страна упустит свой шанс на получение подобного судна на ближайшие пять лет. Планировалось, что в ближайшее время Украина возьмет в аренду данную установку мощностью в 5 млрд кубометров ресурса ежегодно, построит необходимую инфраструктуру (в качестве площадки была предложена территория возле порта "Южный" в Одесской области), тем временем начав строительство стационарного терминала на 10 млрд кубометров топлива. Вот только пока ни первый, ни второй проекты не находят возможности для реализации.

По словам источника, близкого к ходу строительства украинского терминала, вопрос аренды FSRU пока не рассматривается украинским правительством. "Есть некоторые рычаги влияния на Кабмин в этом вопросе, однако пока он еще не сдвинулся с мертвой точки", — говорит собеседник нашего издания. Фактически, в вопросе плавучей установки последнее слово пока остается за правительством, от которого требуется утвердить все условия аренды. Закавыка вопроса еще и в возможности получения сжиженного газа — Украина по-прежнему не договорилась с Турцией о проходе суден с СПГ на борту через Босфор. Второй же этап — наземный — и вовсе пока вне интереса: государство не нашло конкретного инвестора для воплощения проекта. В Госинвестициях нашему изданию отмечали, что ведут переговоры с различными представителями — австралийской, японской сторонами, — но конкретных предложений пока нет.

Впрочем, и здесь уже находятся желающие помочь государству. Генеральный директор компании "Трансинвестсервис" (ТИС) Андрей Ставницер в августе отмечал, что разработал план, согласно которому за короткий срок компания сможет построить терминал для поставок сжиженного природного газа.

"Мы можем довольно быстро и довольно дешево обеспечить для Украины 5 млрд кубометров газа в год за счет регазификации сжиженного природного газа (СПГ). Наш проект кардинально отличается от проекта, который ранее планировало реализовать государство (в лице Госинвестпроекта). Он не предусматривает строительство наземной инфраструктуры, то есть не нужно будет строить хранилища и другие наземные дорогостоящие объекты, как в случае с проектом Госагентства. У нас все проще, быстрее и дешевле. ТИС уже подписал меморандум с поставщиком плавучего газификатора, который готов в ближайшие сроки поставить нам терминал в Украину", — рассказал Ставницер. По его оценке, стоимость проекта составит $60-65 млн, его реализация планируется полностью за частные инвестиции. В пользу того, что проект уже вошел в стадию реализации говорит и то, что ТИС, по информации источников нашего издания, ведет переговоры с турецкой стороной о возможности прохода судов.

Но для Турции в вопросе пропуска будущего украинского газа через Босфор может быть и свой интерес. По информации нескольких источников нашего издания, вот уже несколько месяцев Украина располагает реальным инвестором в проект постройки 10-миллиардного терминала стоимостью почти в 1 млрд евро. "Все проектные документы находятся в Администрации Президента, лично у ее главы Бориса Ложкина уже несколько месяцев, но дальше никуда не проходят", — сообщил источник Delo.UA. По информации собеседника нашего издания, инвестором выступает крупная турецкая энергетическая компания, однако ее название он сообщить отказался. Ни в Госинвестагентстве, ни в АП данную информацию Delo.UA не смогли подтвердить.

Впрочем, по мнению экспертов, если турецкий инвестор действительно найден, разрешение на постройку могло бы дать Украине карт-бланш в переговорах с российскими поставщиками газа. Во-первых, прогнозная стоимость газа для нашей страны может составить около $360-370 за 1 тыс. кубометров, что ниже предлагаемой "Газпромом" ($385). Во-вторых, вход турецкого инвестора может смягчить позицию Стамбула относительно допуска судов с СПГ к проходу через Босфор. А в-третьих, как показал опыт Литвы, наличие СПГ-терминала на "горизонте" делает российского поставщика более сговорчивым. Ведь в случае распространения использования сжиженного газа "Газпром", по подсчетам американских экспертов нефтегазовой отрасли, может потерять до 20% своей ежегодной прибыли.