Почему e-билет нужен общественному транспорту

Единый электронный билет поможет городским властям понять реальную ситуацию в пассажирских перевозках и выстроить грамотную транспортную политику
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сегодня депутаты Верховной Рады приняли в первом чтении законопроект №2141 о внедрении автоматизированной системы оплаты в городском пассажирском транспорте (так называемый электронный билет). "За" проголосовали 227 народных депутатов.

Этот документ создает правовую базу для введения единых электронных билетов в городском общественном транспорте. Один из инициаторов и разработчиков этого законопроекта, народный депутат Ярослав Дубневич, пообещал как можно быстрее подготовить документ ко второму чтению. Вероятность, что законопроект примут в ближайшее время — весьма высока. Он выгоден почти всем участникам рынка.

Особенности реализации

Единый электронный билет будет выглядеть, как пластиковая карточка. Планируется, что действовать он будет на всех видах общественного транспорта. Для каждого города будет разработан свой билет. Оплатить проезд можно будет через специальное устройство — валидатор — аналог турникета в метро.Такими приборами муниципальные власти должны будут оборудовать все остановки городского транспорта. В кондукторах необходимости не будет.

С помощью карты оплатить можно будет не только проезд, но и "привязать" к ней социальные льготы, накапливать скидки и бонусы в ресторанах или, например, в кинотеатрах, аптеках. А также рассчитываться за парковку, аренду велосипедов и пр.

Карта длительного пользования будет именной и при утере ее можно будет заблокировать и восстановить поездки. Одноразовая ("туристическая") карта восстановлению не подлежит.

Работа на местах

Внедрять систему должны будут органы местного самоуправления. Во Львове, Виннице, Днепре уже готовы проекты по внедрению единого электронного билета. Яника Мерило, советник министра инфраструктуры, говорит, что ввести такую систему хотят еще как минимум 16 городов и 3 области — Киевская, Одесская, Днепропетровская. Власти этих городов и руководители областей обратились к парламенту с просьбой поддержать данный законопроект.

Реализация проекта — затратная, поэтому муниципалитеты, скорее всего, будут обращаться за помощью Международных финансовых организаций (МФО). Так, например, власти Днепра и Винницы уже заручились поддержкой Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на кредитование введения такой системы. А власти Львова сегодня подписали кредитное соглашение с ЕБРР о предоставлении займа в 10 млн евро сроком на 13 лет.

Ожидается, что Виннице на оборудование всего транспорта системой считывания проездных карточек и создания сервисного центра понадобится не менее 8 млн евро, Днепру — около 12 млн евро.

Переходный период

В муниципалитетах поддерживают переход на электронную систему. Во-первых, это покажет реальный оборот денег, которые поступают в качестве платы за проезд.

Во-вторых, с ее помощью можно будет подсчитать количество льготных категорий граждан, которые воспользовались поездкой.

При минимальных расчетах можно из тени вывести 20% транспортных услуг, а это масштаб, сравнимый с 3-4% бюджета города или страны (хотя не все, конечно, попадет прямо в бюджет). В Батуми с внедрением электронного билета вывели примерно 60% транспортных услуг из тени", — отмечает Яника Мерило.

Кроме того, введение такого билета поможет нам выстроить грамотно транспортную политику в городе. Например, понять, где нужно больше рейсов, где — меньше", — комментирует представитель КП "Винницакартсервис" Екатерина Бабина.

Не возражают против такой системы и частные перевозчики. "Собственникам больших транспортных предприятий это поможет стабилизировать свои доходы и избежать обвинений в том, что они зарабатывают на перевозках больше, чем Ринат Ахметов на продаже электроэнергии", — говорит Иван Велийка, глава Львовской организации Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков.

А вот небольшим перевозчикам — тем, у кого в парке 2-3 автобуса (маршрутки), скорее всего, будет непросто: у них налажен внутренний контроль, но рентабельность — невысока, поэтому им будет невыгодна такая система.