Почему "Газпром" и "Нафтогаз" пошли на взаимные уступки

Газовая война ушла с горизонта украинской энергополитики — ситуация "разрядилась" и переговоры вошли в конструктивное русло. Однако даже после снижения ценового напряжения спорные нюансы контракта с "Газпромом" могут поднять новую волну противоречий
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Украина, Россия и ЕС близки к компромиссу в газовых переговорах. Согласно их предварительным результатам, которые озвучил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, цена поставок газа для Украины снизится с $485 до $350-380 за тысячу кубометров, и будет зафиксирована как минимум до июня 2015 года. По данным источников нашего издания, близких к переговорам, решающим условием стала готовность европейской стороны оплачивать газ, закачиваемый в подземные хранилища (ПХГ), а также намерение увязать украинский газовый конфликт с разрешением на строительство "Южного потока". Таким образом, "Газпром", идя на уступки Киеву, решает два ключевых для себя вопроса: снятие давления Европы на проект газопровода в обход Украины и заполнение ПХГ для обеспечения бесперебойного зимнего транзита в ЕС.

По оценкам директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, такой компромисс не является победой какой-либо из сторон, а лишь позволяет избежать арбитражной тяжбы между энергокомпаниями, фиксируя условия на том уровне, на котором они бы оказались в случае подачи иска в Стокгольм. "Ни одной стороне, на самом деле, не хочется идти в арбитраж. Но если бы кто-то подал иск, то, пока шло бы рассмотрение, стороны должны бы были выполнять контракт. А этот процесс может затянуться на год или два", — говорит эксперт. В этом случае, по его мнению, действовала бы цена $385 за тысячу кубометров, то есть, контрактная с учетом скидки, предоставленной по Харьковским соглашениям. Россия денонсировала последние в одностороннем порядке, а значит, согласно международному праву, они еще продолжают действовать, считает аналитик. Правда, Министерство энергетики и угольной промышленности настаивает, что сейчас должна действовать последняя зафиксированная в контракте цена, то есть $268,5 за тысячу кубометров. Но, по словам Марунича, в документах четко записано, что она актуальна только на протяжении I квартала 2014.

Доживем до "понедельника"

Еще меньше, чем в арбитражном разбирательстве, "Газпром" заинтересован в перекрытии газового крана Украине. Ведь и ЕС, и Украина успели запастись газом. В отечественных ПХГ накоплено около 12 млрд кубометров. Этого, а также собственной добычи, которая за 4 месяца-2014 составила 6,5 млрд кубометров, вполне хватит, чтобы пережить лето, когда потребление ресурса составляет не более 2 млрд кубометров в месяц. В ЕС ситуация также отнюдь не на грани энергокатастрофы. На европейских биржах сейчас избыток танкерного газа, и цена на споте упала с $317 в феврале до рекордных за последние 2 года $270 за 1 тыс. кубометров, что позволяет делать запасы.

Кроме того, Украина за последние годы очень продвинулась в вопросе реверсных поставок газа из ЕС. В 2012 году компания "Укртрансгаз" отремонтировала и подключила к своей системе "IV лупинг" возле Ужгорода — особую трубу, которая строилась в 80-х годах как запасная. Она пересекает границу рядом с основным газопроводом, и по ней можно возвращать часть прокачанного в Словакию газа назад в Украину, имитируя его транзит в западном направлении и вращая счетчики российской газоизмерительной станции на границе. "Нафтогаз" сможет отбирать этот объем прямо на российско-украинской границе. Он еще и сэкономит на расходах на транспорт газа через территорию Украины", — рассказывает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. При этом, европейским компаниям нужно будет просто увеличить объемы закупок газа в России, покупая его и для себя, и для Украины.

Этот сценарий позволяет получать из Европы до 10 млрд кубометров газа в год, что, совместно с реверсом через Польшу и Венгрию в объеме 5 млрд кубометров закроет более половины потребностей. В минувшем году, Украина закупила у "северного соседа" 25,8 млрд кубометров топлива, и европейские поставки позволят наполовину сократить закупки российского газа по прямому контракту. В конце апреля Украина и Словакия наконец подписали документ, регламентирующий новый реверс.

"Осталось только построить 300 м газопровода, который позволил бы обойти российскую станцию на территории Словакии", — объясняет энергетический эксперт Богдан Соколовский.

По оценкам словацкого оператора Eustream, поставки могут начаться с августа-сентября.

Таким образом, чисто теоретически Украина сможет продержаться без российского газа как минимум до ноября. Ведь собственная добыча газа составляет примерно 1,5 млрд кубометров в месяц, то есть, в июне-сентябре из ПХГ придется поднимать всего по 0,5 млрд кубометров в месяц. С началом отопительного сезона потребление газа вырастет до 3-4,5 млрд кубометров в месяц, а расходовать из ПХГ мы можем максимум 7 млрд кубометров, остальные 5 млрд должны там оставаться в качестве, так называемого, "буферного" газа. Но если с августа будут загружены на полную мощность все реверсные направления, то всех запасов может хватить даже до конца года.

А вот Россия, в случае остановки поставок в нашу страну, фактически, сама для себя введет санкции в энергосекторе, на которые никак не решится Европа. Ведь, во-первых, потеряет рынок Украины, которая и так с каждым годом уменьшает импорт. Если в 2011 году он составлял 44,8 млрд кубометров, в 2012-м — 32,94 млрд, а в 2013-м — 27,97 млрд кубометров, из которых 2,1 млрд кубометров поступили из ЕС. Перекрытие "крана" приведет к тому, что "Газпром" останется без украинских денег еще на полгода. К тому же, видя, что Украина встретит зиму с пустыми ПХГ, европейские компании вынуждены будут начинать делать запасы, увеличивая закупки танкерного газа, ведь терминалы по его приему загружены всего на 1/4. От чего также пострадает "Газпром", потеряв часть европейского рынка.

Реваншизм?

Неприятным для Украины последствием является отказ Европы от блокирования строительства "Южного потока", которое началось в ответ на аннексию Крыма. Этот проект лишит Украину транзита от 15 до 67 млрд кубометров в год (при общем объеме в 86,1 млрд кубометров в 2013 году) — в зависимости от того, сколько "ниток" будет построено из четырех проектных, и разрешат ли "Газпрому" использовать новую трубу на полную мощность. Такая большая "вилка" оставляет сторонам возможности для дальнейшего торга по загрузке обходного трубопровода.

Впрочем, Еврокомиссия пока не показывает, что она готова согласовать строительство "Южного потока": 3 июня официальный представитель Еврокомиссии Сабине Бергер призвала Болгарию остановить работы по строительству российского газопровода, настаивая на пересмотре проекта "в свете энергетической безопасности ЕС". Болгарские политики, в свою очередь, еще надеются убедить ЕС "не делать "Южный поток" заложником отношений Украины и России".

На подписании нынешних соглашений украинско-российская газовая война все равно не закончится. "Газпром" снизит цену, тем самым уменьшит напряжение, и начнет снова давить на Украину, в частности, требуя выполнения принципа "бери-или-плати" за 2013 и 2014 годы", — считает энергетический эксперт Валентин Землянский.

С другой стороны, команда Петра Порошенко, инаугурация которого назначена на 7 июня, возможно, также захочет пересмотреть условия договора, заключенного нынешней властью. Ведь для нашей страны важно не столько получение скидки на газ, сколько изменение формулы расчета цены, гарантия транзита определенного объема газа, а также перенесение точки учета продажи газа с западной на восточную границу Украины, чтобы за транспортировку нам платили европейские покупатели, а не "Газпром". По этим вопросам в настоящее время и дискутируют министры энергетики, однако если украинская сторона не добьется таких уступок сейчас — вполне вероятно возвращение к этому вопросу через год, когда закончится действие согласовываемой сейчас цены.