Почему производители подакцизной продукции против 2% налога с розничных продаж

Производители подакцизной продукции против введения дополнительного 2% налога с розничных продаж. По их мнению, сбор станет дополнительной фискальной нагрузкой, которая ляжет на плечи потребителя и не принесет желаемых денег в бюджет

На прошлой неделе Кабинет министров в рамках реформирования местного самоуправления внес проект закона "О внесении изменений в Бюдженый кодекс" (№4435а). Среди множества новаций появился и 2% сбор с розничной продажи подакцизных товаров.

В Кабмине утверждают, что 2% сбор заменит 1,5% налог на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Согласно подсчетам Кабмина, указанный сбор расширит доходную базу местных бюджет. Сколько денег принесет в местные бюджеты 2% сбор, в правительстве не говорят.

Вчера, 12 августа, Верховная Рада не внесла законопроект №4435а даже в повестку дня.

Налог на реализацию подакцизных товаров должен, по мнению правительства, способствовать децентрализации и самостоятельности местных бюджетов.

Производители подакцизных товаров не разделяют оптимизм правительства. Они утверждают, что риски от введения 2% налога на реализацию гораздо превышают любые выгоды.

Представители ассоциаций "Укрпиво", "Укрводка", "Укртютюн", "Ассоциации виноградарей и виноделов Украины" считают, что налог станет дополнительным бременем для отраслей и потребителей. В результате единственной выигрышной стороной окажется "теневой" рынок.

"Это уже третий неожиданный пересмотр налогообложения отрасли в течение года", — подчеркивает Тарас Качка, вице-президент по стратегическому развитию Американской торговой палаты в Украине. — Если было необходимо увеличить налоговую нагрузку, можно было это сделать в рамках последней дискуссии". По его мнению, такие действия под видом упрощения на самом деле усложняют систему.

Представитель ассоциации "Укрводка" Алина Шолохман обращает внимание, что в предложениях Кабмина нет никакой конкретики относительно определения налога с реализации, ставок, сроков уплаты, администрирования, порядка уплаты.

"Никто не знает, будет ли это 2% с оборота торговли или с цены", — говорит Алина Шолохман.

"Если есть желание децентрализовать или помочь местным бюджетам, пусть разрабатывается законопроект, по которому какая-то часть акциза идет в местные бюджеты, — предлагает Шолохман. — Это не нарушит общую схему уплаты налогов".

Николай Ганул, вице-президент Национальной организации розничной торговли отмечает, что указанный 2% налог ставит в неравные условия предпринимателей на едином налоге и на общей системе налогообложения. По его словам, новшества коснутся в первую очередь предпринимателей на общей системе налогообложения. "Единоналожников" они не затронут.

"Это не способствует развитию конкурентных условий ведения бизнеса", — говорит Николай Ганул.

Исполнительный директор ассоциации "Укрпиво" Игорь Товкач допускает, что возможность местным властям самостоятельно определять ставку налога (до 2%) может послужить началом торговых войн между дистрибьюторами и продавцами.

По словам Сергея Михайлечко, директора Ассоциации виноградарей и виноделов Украины, производители подакцизных товаров ожидают значительных потерь при введении этого налога.

"Правительство должно понять, что прямо пропорциональный метод в экономике не работает. Нет прямой зависимости между повышением налогов и поступлениями в бюджет. Особенно на падающем рынке. Поэтому нужно принимать те меры, которые поспособствуют росту рынка, благодаря чему возрастут налоговые поступления в бюджет", — резюмирует Михайлечко.