Почему заготовка металлолома не увеличится после изменений в законодательстве

Почему заготовка металлолома не увеличится после изменений в законодательстве
С начала 2015 года и до сентября 2016 года рынок лома черных металлов жил в ожидании новых правил игры, в частности, условий экспорта этого сырья. Однако принятые парламентом законы дважды стопорились из-за отсутствия подписи президента Украины

Более 1,5 лет заготовители лома вторичных металлов и металлурги жили в ожидании законодательных изменений в правилах экспорта металлолома. О том, что происходило с заготовкой, потреблением и экспортом этого сырья в этот период написал журнал "Топ-100. Рейтинги крупнейших. 500 крупнейших производственных компаний Украины". После публикации статьи вступили в силу два закона. Первый, о котором речь ниже, изменил правила экспорта лома черных металлов. Второй отменил пошлину при импорте металлолома. Однако тенденция пока остается неизменной — для радикального роста заготовки этого мало. Необходимо менять налогообложение этого процесса.

В начале 2015 года экспорт стального лома из Украины практически остановился. Новое руководство Министерства экономического развития и торговли не хотело играть по старым правилам, но и для введения новых, более прозрачных, не было нормативных оснований.

Напомним, на тот момент, впрочем, как и сейчас, в Украине действовала пошлина на экспорт, которая дополнялась своеобразной квотой, отсутствующей в законодательстве, но которую ежегодно согласовывали все участники рынка и заинтересованные лица (чиновники, металлурги, вторметы, экспортеры и т.д.).

В последние годы она превышала 1 млн тонн, что вызывало раздражение у представителей отечественной металлургии.

Особенно с учетом того, что распределение этих квот ранее велось чуть ли не в ручном режиме, а в 2015 году разрешения на экспорт выдавались практически всем заявителям. Виртуальные объемы получались огромные, что тревожило национального потребителя.

Это неудивительно, ведь из года в год заготовка лома черных металлов сокращается. Крупные независимые вторметы предпочитают экспортировать сырье в Турцию, Молдову и другие страны, ведь там покупатели готовы оплачивать металлолом по предоплате и, возможно, даже с небольшой премией к ценам украинских потребителей. Как результат, украинские металлурги оказались не то чтобы у разбитого корыта, но столкнулись с фактом недопоставок лома по сравнению с плановыми показателями. По данным объединения предприятий "Укрметаллургпром", в 2015 году дефицит металлолома для внутреннего потребления составил 855 тыс. тонн, или 22% от потребности, в то время как на экспорт ушло более 1,2 млн тонн. В текущем году, по оценке металлургов, ситуация в их отрасли ухудшилась.

Впрочем, вторметам тоже не стало легче, так как в отличие от прошлого года поставки на внешние рынки были заблокированы судебными решениями, инициированными металлургами и их профильными ассоциациями. Лом остался в портах и на полях, так как заготовка замерла в ожидании трансформации рынка.

Камень преткновения

В чем же суть нововведений, которые появились в Законе "Об изменениях в статью 13 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" в отношении дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке" (№ 3868, зарегистрирован в Верховной Раде 2 февраля 2016 года)?

Изначально в этом документе предполагалось на три года отменить квотирование (с тем самым ручным распределением объемов за стенами МЭРТ), а также временно повысить пошлину на экспорт лома с 10 до 30 евро за тонну. Верховная Рада Украины в апреле текущего года поддержала документ, однако из-за угрозы санкций со стороны Всемирной торговой организации (ВТО) Петр Порошенко ветировал его, предложив свои правки.

Основное пожелание президента — сократить сроки вводимой пошлины с трех до одного года.

В июле депутаты вновь проголосовали за изменения в порядке экспорта лома с учетом пожеланий Гаранта Конституции. Пошлины повышаются лишь на год с момента публикации закона, тогда как количественные ограничения отменяются навсегда. Облегченно вздохнули все, в том числе и чиновники Минэкономики, которые открыто называли распределение квот одним из самых коррупционных функционалов в министерстве. Однако Петр Порошенко пока не подписывает закон, а экспорт все так же стоит из-за судебных запретов.

Так, в первом полугодии этого года экспорт лома черных металлов сократился на 68,4%, до 233,4 тыс. тонн. В денежном выражении экспорт снизился на 77,5%, до $40,99 млн. Годом ранее, наоборот, наблюдалось увеличение экспорта почти на 60%, до 740 тыс. тонн.

Впрочем, металлурги пока не почувствовали облегчения, так как на их предприятия сырье так и не поступило. По оценке "Укрметаллургпрома", в январе-июне 2016 года металлургам было поставлено 1,5 млн тонн лома (83% от потребности предприятий и 91% от объема поставок за 6 месяцев 2015 года). Всего же в 2016 году металлурги хотят получить 5,7 млн тонн привозного лома черных металлов для выплавки 29 млн тонн стали (на самом деле этот показатель вряд ли превысит 24-25 млн тонн).

Как же металлурги решают проблему? Прежде всего, за счет импорта лома, который в I полугодии увеличился почти в семь раз, до 14 тыс. тонн. Также активизировались закупки за рубежом горячебрикетированного железа ― рост в те же семь раз, до 45 тыс. тонн. Отдельные предприятия увеличивают долю жидкого чугуна в выплавке стали. Однако внимание рынка все так же приковано к подписанию президентом закона, который должен ввести в действие новые правила игры.

Грустные ожидания

При этом и металлурги, и вторметы достаточно пессимистически оценивают перспективы работы в новом законодательном поле.

Так, экспортеры считают, что основной проблемой рынка остается неготовность украинских потребителей металлолома поддерживать цены на уровне, близком к мировому, особенно в условиях отсутствия конкуренции за сырье с иностранными металлургами.

"Закон №3868 упраздняет инструменты для блокирования экспорта, которыми ранее успешно пользовались две олигархические группы, однако его подписание все же окажет негативное влияние на рынок — пошлина в 30 евро при существующих мировых ценах является фактически заградительной мерой. Кроме того, в судах уже опробованы механизмы, когда "при необходимости" всякий экспорт блокируется на неопределенное время", ― отмечает Владимир Бублей, генеральный директор ЧАО "Керамет".

Поэтому при сохранении ситуации закономерным будет дальнейшее сокращение ломозаготовки.

"За счет потери экспорта рынок в целом просядет еще на 30% минимум (за год действия закона), так как предприятия, которые в большей степени были ориентированы на экспорт, приостановят свою деятельность, и, соответственно, уменьшится объем денежных ресурсов в этой сфере", ― прогнозирует Бублей, компания которого активизировала развитие в странах Восточной Европы.

Не слишком довольны и металлурги. "Закон о повышении экспортной пошлины на лом после правок утратил большую часть содержания, которое поддерживали металлурги. Позитив остался в повышении пошлины на экспорт лома с 10 до 30 евро на тонну. Мы расцениваем этот шаг как важный прецедент действий государства в поддержку переработки сырья внутри страны", ― рассказал Дмитрий Кисилевский, директор по корпоративным отношениям компании "Интерпайп", одного из крупнейших потребителей лома. Однако металлургов беспокоит, что уже через год (а не через три, как было в начальной редакции законопроекта) экспорт металлолома станет свободным, пошлина вернется к 10 евро и механизма регулирования объема экспорта уже не будет.

Но даже за год действия закона перед участниками рынка встает вопрос справедливого ценообразования и заготовки необходимых объемов. Ведь если не будет выполняться первый пункт, то бывшие экспортеры могут свернуть деятельность, причем не на год, а навсегда. Таким образом, сокращение заготовки лома продолжится.