Попытка №2: Как Atlasjet удалось пробиться в украинское небо

Авиакомпания "Atlasjet Украина", которая не смогла начать полеты в 2014 году из-за конфликта с МАУ, попытается начать их летом-2015

Спустя почти год после объявления о выходе на украинский рынок "дочка" турецкой авиакомпании Atlasjet все же начнет выполнять рейсы из нашей страны. Планы у "AtlasJet Украина" амбициозные — 29 международных и внутренних рейсов (подробнее смотрите в инфографике). Базовым аэропортом для авиакомпании станет "Львов", что является вполне логичным шагом после того, как Министерство инфраструктуры 2 апреля применило принцип "открытого неба" к аэропорту "міста Лева". Кроме того, полеты планируется осуществлять из Одессы, Харькова, Киева, Винницы, Херсона и Николаева. Наряду с выполнением регулярных рейсов в планах перевозчика также чартерные перевозки на популярные курорты Турции, Черногории и Египта.

"Atlasjet Украина" начнет полеты на четырех самолетах Airbus A320, постепенно увеличивая флот до 15 новых лайнеров.

Стоимость авиабилетов до сих пор неизвестна.

Так сложились обстоятельства

Новые рейсы украинская "дочка" турецкой компании начнет выполнять уже с начала лета 2015 года. В настоящее время "AtlasJet Украина" ждет получения разрешений на выполнение рейсов от Государственной авиационной службы. Но, как уверяют в Министерстве инфраструктуры, с этим проблем возникнуть не должно. "Новый игрок на рынке с базой во Львове будет способствовать не только увеличению пассажиропотока в местном аэропорту, но и даст возможность развития западного региона как туристического центра. Более того, это дополнительные инвестиции и новые рабочие места, что, безусловно, будет способствовать развитию гражданской авиации и экономики страны в целом. Кроме того, начало полетов "Atlasjet Украина" будет означать более широкий выбор вариантов авиасообщение между городами-миллионниками страны и при планировании зарубежных авиапутешествий", — отмечает министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.

По словам генерального директора авиакомпании Сергея Подгородецкого, он надеется, что разрешения на полеты перевозчик получит уже на следующей неделе. В этом случае "Atlasjet Украина" сможет начать полеты через 30 дней (после получения разрешения).

Облегчить для авиакомпании получение разрешений может, как ни странно, ликвидация украинской "дочки" Wizz Air. Так, "AtlasJet Украина" планирует летать в 13 стран, в три из которых ранее летал венгерский перевозчик. Таким образом, турки просто займут частоты, которые остались вакантными после закрытия рейсов "Wizz Air Украина" в конце апреля.

Еще один момент, который может сыграть в плюс турецкой авиакомпании, — готовность осуществлять полеты в аэропорты так называемого "второго эшелона". Так, в "Atlasjet Украина" заявляют о развитии авиасообщения с Винницей и Херсоном, где взлетно-посадочная полоса способна принимать самолеты Airbus A320. "Аэропорт в Виннице, например, сможет принимать до 8 рейсов в неделю", — указывает гендиректор авиакомпании Сергей Подгородецкий.

Долгий путь

Авиакомпания "Atlasjet Украина" получила лицензию на международные перевозки пассажиров и грузов воздушным транспортом еще 14 апреля 2014 года. Тогда турецкий авиаперевозчик планировал запустить регулярные рейсы из Украины 15 сентября: два внутренних рейса (Киев — Львов и Киев — Одесса), а также международные рейсы, и летать из Киева, Львова, Харькова, Одессы в Стамбул и из Одессы в Тель-Авив.

Тогда в "Atlasjet Украина" заявляли, что намерены инвестировать в развитие перевозок на украинском рынке $15 млн за пять лет.

Однако начать работу на украинском рынке авиакомпания так и не смогла. 5 августа авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) обратилась к Министерству инфраструктуры, требуя вернуть ей право выполнять 16 рейсов в неделю по направлению Киев — Стамбул и семь еженедельных по маршруту Одесса — Тель-Авив. Дело в том, что в июле Мининфраструктуры своим приказом сократило количество полетов, которые может выполнять МАУ по этим направлениям до 14 (Киев — Стамбул) и пяти (Одесса — Тель-Авив). Освободившиеся частоты и были отданы "Atlasjet Украина".

При этом МАУ просила суд не просто вернуть ей потерянные частоты на указанных маршрутах, но и отменить получение разрешений на выполнение всех международных рейсов "Atlasjet Украина", потому что, по ее данным, права на полеты были предоставлены турецкой компанией с нарушением украинского законодательства. Так, в МАУ утверждали, что Мининфраструктуры не имело право выдавать турецкой авиакомпании разрешения на авиамаршруты, так как порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий находится в сфере компетенции Госавиаслужбы. "В компетенции же Министерства инфраструктуры находится формирование государственной политики в сфере транспорта, а не авиационных правил", — утверждали в авиакомпании.

"МАУ пытается [подав иск в суд] избавиться от потенциальных конкурентов, а Госавиаслужба активно удерживает выход на рынок новых авиаперевозчиков", — утверждал тогда Андрей Гук, партнер юридической фирмы "Анте", представляющей интересы "AtlasJet Украина".

Окружной административный суд Киева встал на сторону МАУ и 6 ноября запретил "Atlasjet Украина" международные полеты. Но в МАУ пошли дальше и решили полностью изменить действующий "Порядок выдачи и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий".

Для того, чтобы начать полеты в 2015 году, в "Atlasjet Украина" пошли на хитрость. "Компания, учитывая предыдущие претензии МАУ, отказалась от таких направлений, как Киев — Стамбул и Одесса — Тель-Авив", — пояснил Андрей Гук.

СПРАВКА

Авиакомпания "Atlasjet Украина" создана в сентябре 2013 года. Ее основателями являются турецкая компания "Atlasjet Гавацилика.С.", львовское ООО "АИС Групп Украина" и физлица Владимир Кузьмий, Мария Рожкова и Сергей Подгородецкий. Последний является руководителем компании.