- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Работать с местными поставщиками — в приоритетах McDonald's в Украине
Ответственное партнерство является одним из приоритетных принципов корпоративного сектора в рамках концепции устойчивого развития и CSR. На сегодня в Европе существует четыре инициативы по этике торговли. Первая была основана в Великобритании в 1998 году, затем появилась Норвежская инициатива, впоследствии к ним присоединились Датская и Нидерландская.
Появление таких организаций обусловлено глобальными изменениями мирового рынка, где все более активными игроками становятся развивающиеся страны. А там бизнес часто работает не по стандартам социальной ответственности, его деятельность связана с нарушением трудового законодательства, загрязнением окружающей среды, коррупцией. Иметь такого партнера компаниям с хорошей репутацией становится невыгодно, так как потребитель в Европе и США сегодня требует, чтобы компания имела прозрачную цепочку поставщиков, и это влияет на то, будет ли он голосовать кошельком за ее продукцию или услуги.
Европейский опыт ответственного бизнес-партнерства
Анна Гютлер, глава Датской инициативы по этической торговле, называет три составляющих ответственного бизнес-партнерства. Это ответственное производство, ответственные закупки и ответственное управление сетью поставок. Чтобы стать членом инициативы, компания должна соответствовать 11 принципам: свобода трудоустройства, свобода ассоциаций и право на создание профсоюзов, запрет на использование детского труда на предприятиях, отсутствие дискриминации, здравоохранение и безопасность на рабочем месте, адекватная зарплата, отсутствие негуманного и жестокого обращения с работниками, отсутствие сверхурочных рабочих часов, обеспечение регулярной занятости, принятие маргинальных слоев населения и защита окружающей среды.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaИз успешных проектов, созданных тандемом Датской и Норвежской инициатив — создание рабочей тетради для поставщиков из Китая, Вьетнама, Бангладеш, Индии и Турции. Туда включили информацию о законодательстве этих стран, а также примеры решений различных сложных ситуаций. Главная цель — показать поставщику, что работа в данной сфере может улучшить бизнес-показатели деятельности, то есть повысить качество, улучшить производство.
Датская федерация малого и среднего бизнеса, которая также занимается ответственным партнерством, запустила образовательные программы для поставщиков из тех стран мира, с которыми работают датские компании. В рамках проекта проведена масштабная акция "Партнерство ради устойчивого развития Индии" с целью показать местным предпринимателям, что придерживаясь стандартов КСО, можно улучшить производство, получив в результате экономическую выгоду. В частности учили, на чем те могут сэкономить, чтобы повысить работникам зарплату и оплачивать сверхурочные работы.
Практика McDonald's: "от поля до ресторана"
Вне зависимости от категории поставщика (глобальный или локальный), все партнеры выполняют стандартизированные требования по безопасности и контролю качества McDonald's.
Благодаря внедренным стандартам безопасности и качества компания контролирует всю цепочку поставок "от поля до ресторана". На каждом этапе McDonald's контролирует процедуры безопасности выпускаемой продукции по стандартам MAAP, SQMC или GFSI+ McDonald"s Addendum, DQMP, HAСCP.
Глобальная политика, обязывающая всех поставщиков McDonald's выполнять требования, — "Кодекс поведения для поставщика" (права человека, рабочее место, окружающая среда, честность в ведении бизнеса). Кроме того, компания сотрудничает только с поставщиками, сертифицированными по "Экологической сертификации", направленной на сохранение природных ресурсов.
О том, как компания выбирает в Украине местных поставщиков, Delo.UA рассказала Инна Мчедлешвили, директор по поставкам "McDonald's в Украине".
На фото: Инна Мчедлешвили, директор по поставкам "McDonald's в Украине".
Что является вашим главным принципом в работе с поставщиками в Украине?
Работа с местными поставщиками отвечает нашим ключевым производственным задачам. Это локализация производства, создание новых рабочих мест в регионе присутствия. Поддерживая национального производителя, мы тем самым делаем свой вклад в развитие местной бизнес-среды.
Очень актуально, особенно сейчас… И насколько динамично вы двигаетесь в этом направлении?
На сегодня из всех поставщиков "McDonald's в Украине" около 70% — локальные. Вообще, наша цель — стопроцентная локализация. Но, к сожалению, пока все локализировать невозможно, так как не все технологии сейчас можно перенести в украинскую реальность. Но с каждым годом доля украинских поставщиков растет. Когда мы зашли на рынок в 1998-м году, локальных поставщиков практически не было, очень многое импортировалось.
Со временем глобальные поставщики, работающие с McDonald's в разных странах мира уже десятки лет, стали открывать свои производства в Украине. С развитием нашей компании мы расширяли сотрудничество с местными поставщиками.
На фото: Молочная ферма "Терезино" — один из поставщиков молока для Белоцерковского молочного комбината (БМК), который поставляет молочные смеси для мороженого и коктейлей МакДональдз в Украине
Мы очень гордимся этим, потому что это компании, которым мы смогли помочь вырасти и внедрить у себя высокие международные стандарты. Некоторые из них начинали бизнес с нами, некоторые встали на ноги сами, а уже потом присоединились.
Очень важно, что компании растут вместе с нами. Они приходят к нам с инициативами экономии и предложениями внедрений новых технологий. Это радует, так как такие инициативы важны не только для конкретной компании, а и оказывают позитивное влияние на всю индустрию.
На фото: "ОСІ Фуд Солюшнс Україна" (Козятин, Винницкая область) производит мясные полуфабрикате для сандвичей "McDonald's в Украине"
А что это за компании? Чем занимаются?
Из крупного местного производства — это говяжьи и свиные котлеты, булки, кетчуп, в большинстве своем локализована упаковка. А продукция наших украинских поставщиков молочных смесей уже много лет подряд является лучшей по вкусовым качествам во всей Европе по результатам слепого тестирования, которое проводит специальная коллегия.
И на следующий год запланированы крупные проекты по локализации. Но я пока не могу о них детально рассказывать.
Вы ищете компании, которые полностью подходят под ваши стандарты, или возможен некий люфт?
Мы мониторим рынок в поисках интересных поставщиков, которые потенциально готовы с нами развиваться. И даже если мы видим, что у поставщика есть некоторые несоответствия, мы вместе с ними разрабатываем план корректирующих действий, даем предпринимателям определенный период на доработки.
И если повторный аудит подтверждает полное соответствие, с удовольствием включаем в список поставщиков. То есть, McDonald's выбирает поставщика, который соответствует или готов соответствовать всем выдвигаемым стандартам, и помогает ему стать лучшим в своей отрасли.
В каких случаях исключена возможность партнерства?
Есть основополагающие требования по безопасности и по контролю качества продукта. Их прежде всего оценивают наши специалисты.
Но главный принцип McDonald's: люди — это все. Для нас принципиально важно, какой в компании топ-менеджмент. Встречаясь с представителями компании, мы определяем ее готовность расти. Ведь главный вопрос не в том, если ли в данный момент система вентилирования на складе, а в том, каким компания видит свое дальнейшее развитие.
Если топ-менеджмент мыслит глобально, осознает свою готовность или неготовность к партнерству с нами в данный момент, и в случае неготовности четко определяет сроки, например, что компании потребуется 6-8 месяцев, чтобы развиться до нужного уровня, определяет следующие шаги, обращается за рекомендациями, как правильно усовершенствовать производственные процессы — с такими мы работаем. Одна лишь ориентированность компании на зарабатывание денег нам не интересна.
Я могу вам привести недавний пример. Предприниматели, не будучи нашими поставщиками, передали образцы продукции и свое коммерческое предложение. Образцы соответствовали нашим ожиданиям по качеству, предложение оказалось для нас интересным также с экономической точки зрения. Посещение производства подтвердило, что у компании есть огромный потенциал. И с января 2015 года эта компания начинает первые поставки для "McDonald's в Украине". Так что поставщиком McDonald's стать действительно не так уж сложно, если компания разделяет наше ответственное отношение к бизнесу и развитию.
К чему украинский предприниматель, если говорить о ваших стандартах, не готов более всего? Чему его просто научить, а что потребует длительного периода времени?
Здесь два аспекта: первый касается материальной базы, а второй — ментальности. Что касается материальной базы, многие наши нынешние поставщики открывались и открываются там, где есть возможность (и часто речь не идет о построенных с нуля заводах), это старые помещения, которые требуют больших капиталовложений с не всегда современным оборудованием, которое требует постоянной модернизации.
С ментальностью сложнее. К сожалению, бывает, что у компании абсолютно новое помещение и современное оборудование, а вот топ-менеджмент не ориентирован на развитие: нет понимания, что важно изменить подходы к бизнесу, чтобы стать еще эффективнее, соответствовать международным стандартам качества и безопасности. С такими компаниями нам не по пути.
Партнерство с фабрикой Farm Frites Poland
Farm Frites Poland является поставщиком картофеля-фри для McDonald's уже 20 лет
Ежедневно утреннее совещание руководства Farm Frites Poland начинается с пробы образцов, сделанных в предыдущий день.
О том, как работает McDonald's с польской фабрикой Farm Frites Poland (FFP) в Леборк, одним из своих старейших поставщиков, выращивающих и производящих картофель фри, рассказал Delo.UA Войцех Кедрович, менеджер по охране окружающей среды.
FFP отвечает существующим в McDonald's требованиям и проходит аудиты МААР та SQMS.
По словам Войцеха Кедровича, в 2012 году McDonald's оценил 450 компаний по всему миру согласно экологической сертификации, включающей семь критериев, в том числе снижение выбросов CO2 и уменьшение затрат природных ресурсов. Максимально в конкурсе, который McDonald's проводит раз в два года, можно было получить 10 баллов.
"Средняя оценка всех оцененных компаний получилась 5,4 балла, а наша фабрика — 9,6, — рассказал Войцех Кедрович, — А так как основное требование McDonald's, чтобы результаты в следующем году были лучше, чем в предыдущем, то в конце 2012 года мы пересмотрели свои планы: до 2020 года мы намерены снизить расход электроэнергии на 5%, а воды — на 10%".
На ффабрике, которая отметила в этом году свое 20-летие, 34 человека работают с первого дня ее существования, в том числе и ее нынешний директор Адам Класа, который начинал 9 лет назад с инженера. Он рассказал, что мотивируют людей не только зарплатой, которая является самой высокой в данной местности.
На фото: Адам Класа, директор Farm Frites Poland
Не менее важный момент мотивации — продвижение инициативных и результативных сотрудников по служебной лестнице. Так, все замы директора — выросшие из среднего звена работники фабрики. Кроме того, реализуется образовательная программа для сотрудников, по которой работающие на фабрике люди могут получить высшее образование, а кадровый резерв — учиться в MВA.
"То, что мы делаем, мы делаем хорошо. То, что мы делаем хорошо, мы, возможно, могли бы сделать лучше", — девиз Farm Frites Poland.
Сам же Farm Frites Poland контролирует дочернюю компанию, выращивающую картофель, поставляемый на фабрику, имеющую партнерство с местными фермерами и, соответственно, строго контролирующую их. Все поставщики должны соответствовать требованиям сельскохозяйственной практики, основанной на мировом стандарте GlobalGap.
Фермеры выращивают для McDonald's специальные сорта картофеля "Инноватор" и "Рассет Бурбон". Поля оборудованы метеостанциями, специальной дренажной системой, приборами контроля за влажностью, системой спутникового контроля за уровнем удобрений, а также складскими помещениями, оснащенными системами климат-контроля.
На фото: Сбор урожая максимально автоматизирован.
На фото: Чтобы картофель сохранил свои качества, важна система контроля за температурой и количеством углекислого газа.
На фото: Еще один важный дорогостоящий элемент — система полива.
Таким образом, McDonald's благодаря политике ответственного партнерства стимулирует поставщиков, стремящихся к долгосрочному партнерству, в том числе и локальных, внедрять новые технологии, системы контроля качества и обеспечения безопасного труда, и тем самым помогает им стать лучшими в своей отрасли.