Развитие вместо депрессии: превратят ли убыточные шахты Украины в индустриальные парки?

Есть ли жизнь после госдотаций у шахты-кормилицы? Эксперты при Минэнергоуглепроме потратили полгода на разработку концепции реанимации имущества закрытых шахт и проекта создания индустриальных парков

Закрытые шахты можно превратить в индустриальные парки. Такой вывод огласила экспертная группа при Минэнергоуглепроме.

При министерстве с ноября 2015 года работает группа из четырех экспертов, задание которых — оценить объем человеческого потенциала, который нужно перераспределить после закрытия шахт, и разработать необходимые для этого изменения в законодательстве.

Есть проблема. Нашли решение?

У министерства (точнее, его бюджетных возможностей) и профсоюзов (точнее, пожеланий по компенсации шахтерам) долгое время не совпадали позиции по сумме компенсаций сокращенному персоналу. Например, как рассказал источник в Минэнергоуглепроме, профсоюзы требовали по $10 тыс. каждому уволенному шахтеру. У министерства, каждый раз изыскивающего средства хотя бы на выплату долгов по зарплате, таких денег нет.

Но эксперты при Миэнергоуглепроме уверяют, что министерству и профсоюзам наконец-то удалось достичь взаимопонимания. Повышение компенсаций шахтерам могут провести через изменения в законодательстве, а шахты превратят в индустриальные парки. Таким образом, новые рабочие места смогут создавать как на месте закрываемых объектов, так и в других отраслях и странах.

Чтобы реализовать озвученные идеи, в марте пройдет первое заседание Совета по социальным вопросам горняков и семей, проживающих на территориях закрывающихся предприятий. На заседание хотят вынести вопрос увеличения компенсационных выплат для горняков, чьи шахты закрываются из-за реструктуризации. Кроме того, группа предлагает изменить законодательство и не проводить рекультивацию территории бывших шахт, а использовать имеющиеся коммуникации, чтобы привлечь инвесторов.

Особенностью подхода станет совместная работа представителей 10 министерств, пяти облгосадминистраций, Администрации президента, Центра занятости и еще нескольких организаций по согласованию.

Перспективное имущество

Если совету удастся наработать и провести изменения по закрытию шахт, в маленькие умирающие городки вместо госдотаций может влиться свежая капиталистическая кровь.

Новые перспективы готовятся опробовать во Львовской области. Здесь государственному предприятию "Укруглереструктуризация" в прошлом году передали три шахты, в этом передадут еще одну — "Заречную". В таких случаях обычно часть персонала переводят на работающие шахты, часть сокращают по выслуге лет или инвалидности, часть отправляют на пенсию. 100-200 человек остается заниматься водооткачкой и дегазацией.

Но если с шахт не вывозить готовые коммуникации, а использовать для привлечения инвесторов, то часть рабочих мест удастся сохранить. А может и приумножить.

Например, во Львовской облгосадминистрации уже готовятся включить территории бывших шахт в карту готовых к инвестициям площадок, создавать на их базе индустриальные парки и рекомендовать их предпринимателям.

"Мы предполагаем, что на месте закрытых шахт могут быть предприятия возобновляемой энергетики, деревообрабатывающей отрасли, переработка, складские помещения", — рассказывает замглавы Львовской ОГА Ростислав Замлинский.

По его наблюдениям, для инвестора важны несколько моментов: инфраструктура объекта, его расположение и человеческий потенциал, который можно задействовать.

Именно преимущество уже готовых коммуникаций, энерго- и водоснабжение, подведенной железной дороги будет оценено инвесторами, уверен эксперт по персоналу Алексей Зволинский. Он с тремя коллегами работает при Минэнергоуглепроме над проблемой реструктуризации персонала после закрытия шахт. За полгода работы эксперты подготовили несколько предложений по изменениям законодательства и сейчас занимаются организацией Совета по социальным вопросам горняков и семей.

Если предложения удастся согласовать между министерствами и другими госструктурами, то Минэнергоуглепром сможет организовать реструктуризацию и трансформацию шахт, которые закрываются.

А если увеличить размер разовой средней компенсации шахтерам до 12 месячных окладов или предоставить новое рабочее место, то с противодействием со стороны профсоюзов может быть покончено.

"У профсоюзов есть ряд требований: иногда они кажутся разумными, иногда — откровенно завышенными. Мы сейчас разрабатываем вместе с профсоюзами изменения в закон о занятости, чтобы предусмотреть в нем возможность реструктуризации рынка по инициативе государства", — рассказывает Зволинский.

Проект "реструктуризации человеческих ресурсов", или Как в кризис устроить людей на работу

Проектная команда по социальным вопросам при Минэнергоуглепроме состоит из четырех экспертов: Алексей Зволинский — менеджер-консультант по управлению человеческими ресурсами, Максим Прасолов — сектор PR, GR и IR; Сергей Панцирь отвечает за анализ политики, Желько Марчек представляет HR-директоров.

В ходе работы к проекту присоединились еще три международных эксперта: от British Coal Authority, от Еврокомиссии, а также оценщик технического состояния шахт, оставшихся в Донецкой и Луганской областях.

Команда будет усилена за счет еще пяти экспертов: отраслевого, по законодательству, бихейвиорального, по региональному развитию и индустриального.

Следующим шагом будет работа на местах. "Мы сформируем четыре мобильные группы, которые будут работать на предприятиях с людьми, объектами и документами", — рассказывает Зволинский. На этой стадии в проект планируется вовлечь 2,5 тысяч сотрудников как тестовую группу, которая заинтересуется возможностями проекта. Шахтеры смогут пройти переквалификацию, уехать в другую страну или перейти на другое предприятие по профилю, найти работу по другой специальности.

С учетом проблем угольной отрасли в Украине Зволинский считает важным оценить, сколько работников можно перераспределить в другие отрасли. Он признает, что потомственных шахтеров сложноубедитьпереквалифицироваться. Но тут же напоминает о сильной стороне шахтера как работника.

"Шахтеры как правило имеют несколько специальностей и владеют порядка 40 смежными специальностями", — таковы условия работы в ограниченном пространстве шахты.

Проектный офис занимался в том числе и оценкой возможности перенаправления работников в другие отрасли. Каждому министерству была направлена методика по оценке необходимости человеческих ресурсов, и то же самое делается на уровне области, включая метод оценки создания этого рабочего места

"У нас есть предварительное кадровое заключение, оценка имущества. Мобильные группы должны получить этому подтверждение и вовлечь людей в проект, оценить здания и сооружения, которые можно задействовать в строительстве индустриальных проектов", — озвучивает планы на ближайшие месяцы Зволинский.

По поводу финансирования социальной части (переквалификация, повышение квалификации) идут переговоры с рядом доноров, включая Еврокомиссию и структурные европейские фонды.

Работа над индустриальными парками уже начата во Львовской области. Мобильные группы экспертов на следующей неделе отправятся в Донецкую, Луганскую область и на Волынь. И на основании межведомственных заседаний определятся с инфраструктурой закрывающихся шахт.