Ремонт в промышленных масштабах: зачем "Метинвест" создал отдельную ремонтно-сервисную компанию

В начале 2015 года "Метинвест Холдинг" создал "Метинвест-ПромСервис", в котором сконцентрированы ремонтные ресурсы двух мариупольских меткомбинатов. Гендиректор компании Михаил Рубцов рассказал, зачем это было сделано и как будет развиваться новое предприятие

В 2015 году, который оказался самым непростым для украинской металлургии за последние 10 лет, холдинг "Метинвест" создал новое предприятие — "Метинвест-ПромСервис". Оно должно стать основным подрядчиком при выполнении ремонтных работ на предприятиях холдинга. Журнал "ТОП-100. 500 крупнейших компаний рынка услуг Украины". поговорил с генеральным директором "Метинвест-ПромСервис" Михаилом Рубцовым о мотивах создания новой компании, конкуренции на рынке ремонтных работ и причинах отказа от аутсорсинга в этой сфере.

Как было принято решение о создании в структуре группы "Метинвест" ремонтного предприятия "Метинвест-ПромСервис"?

Основная идея создания ремонтного предприятия — повышение прозрачности в управлении ремонтами, сокращение издержек при уменьшении загрузки ремонтного персонала. Главная цель объединения ремонтников меткомбинатов им. Ильича и "Азовсталь" — сконцентрировать ремонтные ресурсы для обеспечения ремонтной безопасности основных активов группы "Метинвест".

Вы намерены развивать подобную практику в других городах присутствия холдинга?

Уже сейчас мы работаем не только в Мариуполе, но и в Запорожье. Выполнили два капитальных ремонта в копровом цехе "Запорожстали". В ближайшей перспективе намерены наладить сотрудничество с коллегами на горно-обогатительных комбинатах группы "Метинвест". Получили от них заявки на техобслуживание и ремонты конвейерного и дробильного оборудования.

При этом намерены создавать филиалы по обслуживанию оборудования в Запорожье, Енакиево и Кривом Роге.

Почему была выбрана такая модель, ведь в других сферах холдинг наоборот практикует аутсорсинг?

Применение аутсорсинга на недостаточно развитом рынке ремонтных услуг является неоправданным и нецелесообразным. Передача жизненно важных функций на сторону другим организациям, которые не имеют полноценного опыта обслуживания металлургического оборудования и не способны обеспечить ремонтную безопасность, несет в себе риски. Именно поэтому руководство компании выбрало путь централизации ремонтного персонала в составе большого холдинга.

Какова сейчас конкуренция на рынке ремонтных и сервисных услуг? Много ли компаний имеют технические возможности и человеческие ресурсы для качественного и своевременного выполнения работ?

Конкуренция на рынке есть, но она несущественна. "Метинвест-Пром-Сервис" — крупнейшее предприятие, способное выполнить полный комплекс услуг по обслуживанию металлургического оборудования.

Отмечу, что "Метинвест" гарантирует нам определенный объем заказов на обслуживание основного технологического оборудования, критически важного для производства стали и металлургической продукции.

Но в то же время остаются узконаправленные ремонты вспомогательного оборудования, на которых мы не специализируемся. В основном это контрольно-измерительные приборы, автоматизация, кондиционеры, транспортное обеспечение. Они передаются небольшим сервисным организациям, которые способны более качественно их выполнить.

В результате мы находимся в равновесном состоянии.

С одной стороны, компания помогает нам, предоставляя стабильный объем заказов. А с другой стороны, дает возможность полноценно конкурировать с независимыми подрядными организациями.

И я считаю, что это правильная практика. Она, во-первых, отражает реальную картину рынка ремонтных и сервисных услуг, во-вторых — способствует нашему внутреннему развитию.

Испытывает ли предприятие потребность в специалистах или кадровый вопрос не стоит?

В основном штат предприятия укомплектован, и в феврале (интервью записывалось в начале февраля 2016 года — Delo.UA) у нас будет работать около 4650 человек. Это как опытные работники, так и недавно принятые. Между ними существует большой возрастной и профессиональный разрыв. Это, конечно, вызывает обеспокоенность. К тому же уровень подготовки выпускников профессионально-технических учреждений далек от требований, предъявляемых на производстве. Работников приходится переучивать и давать им необходимые знания на практике. Чтобы восполнить эти пробелы, мы развиваем сотрудничество со средними профессионально-техническими заведениями.

Каких результатов удалось достичь за первый год работы предприятия?

Сегодня на "ПромСервисе" мы создаем новую культуру ремонтов и технического обслуживания. Мы хотим стать лидером по скорости и качеству ремонта оборудования. И у нас уже есть определенные достижения.

В июне завершен первый этап реконструкции газоочисток аглофабрики ММК им. Ильича. В этом масштабном проекте "Метинвест-ПромСервис" выступил основным подрядчиком. Впереди еще немалый объем работ. Второе знаковое событие — завершение ремонта доменной печи №3 на том же комбинате. Сроки, отведенные для этого, были достаточно сжатыми, но ремонтники уложились в них и даже закончили работу раньше. Кроме того, предприятие смогло показать себя в решении кризисной ситуации, когда мариупольским меткомбинатам прекратили подачу газа. Благодаря профессиональным действиям наших сотрудников потери были сведены к минимуму.

Мы также наладили сотрудничество с другими предприятиями "Метинвеста" — Авдеевским коксохимическим заводом и "Запорожсталью". Для АКХЗ мы ремонтировали роторы коксохимического оборудования. Сторонние подрядчики отказываются ехать в Авдеевку из-за нестабильной ситуации, поэтому мы поддерживаем коллег и помогаем с ремонтами.

Помимо этого, мы активно занимаемся развитием нашего коллектива и предприятия. Для этого внедряем проекты по совершенствованию профмастерства, готовимся к открытию Промполигона, где каждый сотрудник получит возможность развивать свои профессиональные навыки.

Также мы разработали систему электронной выдачи заказов, что позволяет объективно оценить вклад каждого в выполнение поставленной задачи.

Как изменится потребность в ремонтных услугах в 2016 году?

У металлургов сейчас непростые времена, предприятия столкнулись с серьезными трудностями. 2015 год был одним из сложнейших для отрасли, не менее сложным будет и наступивший.

Именно в условиях кризиса важно максимально снизить затраты. Из-за тяжелой экономической ситуации металлургические предприятия группы "Метинвест" заинтересованы в отказе от продукции и услуг сторонних организаций.

Наше предприятие предлагает широкий спектр услуг по ремонту и обслуживанию металлургических агрегатов. Мы гарантируем высокое качество при меньших затратах. На меткомбинатах стабильно финансируются текущие и капитальные ремонты. К тому же, несмотря на тяжелую ситуацию, основные программы "Метинвеста" по обновлению мощностей и улучшению экологии не остановлены. Значит, у ремонтников гарантированно будут заказы, работа и зарплата.