Риски по постройке LNG-терминала не возьмет на себя ни один инвестор — глава Госинвестиций

В главном инвестведомстве страны считают, что если Украина в ближайшее время не сделает конкретных шагов к воплощению проекта по импорту сжиженного газа в жизнь, о перспективе развития "стройки века" придется забыть на долгое время
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Вероятно, самым масштабным и нашумевшим проектом последних лет стала постройка терминала для приема сжиженного газа — LNG — в порту "Южный". Сроки реализации неоднократно откладывались, но подорожание газа до $485 за 1 тыс. кубометров заставило правительство вспомнить об отложенном в "долгий ящик" терминале. Новоназначенный глава Государственного агентства по инвестициям и развитию Сергей Евтушенко именует проект "страховым полисом". И если в первой части интервью разговор шел о перспективах улучшения/ухудшения инвестклимата в стране, то в этой речь пойдет о газово-страховом бизнесе.

На каком этапе сейчас находится проект по построению плавучего и наземного LNG -терминалов? Предыдущий Кабмин же его фактически заморозил из-за скидки на российский газ.

Сейчас мы ожидаем соответствующего решения правительства, но наша рабочая группа рекомендует именно такой порядок развития проекта. Сначала, на первом этапе, мы хотим взять в аренду корабль FSRU у американской компании, которая является лидером на рынке — Excelerate Energy. В порту Южный готов причал, который мы намерены арендовать для швартовки этого корабля.

С прошлого года мы сделали обследование площадки в Южном, нам американцы подтвердили, что проблем никаких нет. С тех пор мы сделали бизнес-план, закончили ТЭО, подготовили переговорную позицию и попали в период, когда со сменой правительства последние четыре месяца фактически списаны.

Нами в ноябре прошлого года подписан term sheet. Это существенные условия договора. Если мы выполним условия с украинской стороны, подпишем этот контракт, то его параметры нам уже известны, никаких сюрпризов не должно быть. Но этот term sheet имеет срок действия.

Каков срок действия данного документа?

Я не могу сказать, какой срок, поскольку это является конфиденциальной информацией, но он ограничен. Украине нужно принимать решения. И быстро. Не исключаю, что мы сможем продлить срок действия term sheet, но мы подписали его в ноябре. Вы сами знаете, какие события происходили после. Затем россияне дали скидку на газ в 30%, и спотовый рынок стал неконкурентным по сравнению с трубным газом. Но эта скидка продлилась всего-навсего три месяца.

Я всегда сравниваю LNG-терминал со страховым полисом. Это всегда затратно, но дает возможность получить "комфортный момент", который делает вашу позицию более стабильной. Этот страховой полис стоит денег, но появится возможность покупать до 5 млрд кубометров газа не у русских.

Мне кажется, была допущена тактическая ошибка — принято решение приостановить работу по проекту. Просто никто не хотел брать на себя принятие решения, когда нам светили убытки в непрогнозируемом периоде времени.

Сколько нужно инвестиций для развития инфраструктуры?

Развитие инфраструктуры, по нашему бизнес-плану, нуждается в 35-36 млн евро.

За счет каких источников вы будете привлекать средства?

Если Украина, например, не желает этого делать, то она может выставить этот проект на открытый рынок, и любая международная компания, которая сможет решить вопрос наличия продукта, его транзита через Босфор, доступа в газотранспортную систему, как предлагает наша страна; любая компания — Gaz de France, Shell, Chevron, консорциум компаний — милости просим! Но этот проект Украине крайне необходим. Переоборудовали площадку, а это стоит денег. Если весь этот проект реализует Украина, соответственно она определяет правила игры, управляет терминалом и т.д. В этом газовом проекте заявленная сумма в $30-50 млн — это небольшой процент того, что мы ежемесячно платим россиянам. Для нас это — капитальные инвестиции.

Сейчас вопрос со страховкой не решен. Правительство Украины должно принять решение. Или страховку покупает Украина, или мы просим мировые компании приобрести этот "полис" и пользоваться им. Но тогда Украина будет иметь гораздо меньше возможностей. Это будут частные компании, которые будут вести свой бизнес. Украина может покупать у них газ. Какая будет цена этого газа? Неизвестно. Также будет необходимо проводить переговоры по поставкам топлива. У нас появляется меньшее поле для маневра.

Во сколько обойдется аренда этого плавучего терминала?

На данный момент окончательная стоимость не сформирована. Но сумма составляет менее $60 млн в год. Этот рынок абсолютно прозрачен, поскольку мы имеем дело с американской компанией. Аналогичные проекты в последние годы реализуются в нескольких странах Европы.

Стоимость контракта зависит от продолжительности аренды, габаритов судна. Есть и другие, более мелкие параметры. Но у нас сегодня нет решения о сроках аренды, поэтому мы не имеем зафиксированной цены. Если Украина скажет "мы арендуем на 5 лет", это будет одна цена. Если Украина скажет "мы арендуем на 10 лет" — это будет другая цена за год.

Мы можем арендовать до 10 лет и продлить этот контракт. Мы можем арендовать это судно и выкупить его, как авто в лизинг. Вы постепенно выплачиваете средства — и он ваш. Если это требуется.

То есть, Украина отказывается от построения собственного наземного терминала?

Нет, Украина не отказывается от этого проекта. Я надеюсь. Но это — следующие 10 млрд кубометров. Наземный проект на порядок сложнее, чем первая фаза. И это будет стоить около 800 млн евро.

Исходя из этого, вероятно, рано говорить о каком-то определенном инвесторе?

В данный момент разработчиком технико-экономического обоснования (ТЭО) является Socoin. Это часть той испанской компании — прежнего разработчика. Я пришел в координационный совет этого проекта через 4 месяца после той истории и разруливал последствия "испанской" ситуации. (В конце 2012 года предшественник Евтушенко, Владислав Каськив подписал соглашение по разработке ТЭО с представителем компании Gas Natural Fenosa, который позже оказался лыжным инструктором — Ред.) Инвестор у нас потенциальный есть. И это не испанцы.

В Украине объекты на миллиард евро последние 2-3 года никто не строил. Поэтому есть определенный риск. Срок же постройки — около 50-60 месяцев.

А как же нашумевшее Евро-2012? Тогда инвесторы нашлись.

Какой самый дорогой стадион, аэропорт? Один аэропорт — 4 млрд грн. Один стадион — 3 или 5 млрд грн. Они разбрасывались деньгами. Сейчас времена поменялись. Есть миллиард евро — это огромная сумма. У инвесторов будет масса требований. Начиная от объемов гарантированного отбора газа Украиной, присоединения терминала к сети, постройки морской части, куда этот плавучий танкер с LNG будет швартоваться. Проблема Босфора также никуда не исчезла. Но если первые танкеры пройдут через пролив и все будет в порядке, будет создан прецедент по безопасности транзита. Это позволит нам говорить о реализации второй фазы проекта — наземного терминала.

Но никто на себя рисков в полном объеме никогда не возьмет. Украина должна это понимать.

Полтора года назад, кажется, вы говорили о прогрессе в переговорах с Турцией по проходу танкеров через Босфор...

Переговоры с турками можно вести только на самом высоком уровне. Я в этих переговорах несколько раз участвовал — в составе делегации вице-премьера Бойко. У нас есть понимание того, что для турок загруженность Босфора — проблема чрезвычайно чувствительная. Международное право, которое сейчас регулирует проход судов через Босфор — конвенция Монтре — было принято в 1936 году. Тогда через Босфор проходило 5 тыс. судов, сегодня — 55 тыс. судов в год. И габариты этих судов совершенно разные.

Может ли Украина обеспечить безопасность прохода своих судов с газом?

Украина может подготовить фундаментальное исследование безопасности транзита LNG какой-то авторитетной международной компанией. Мы над этим сейчас работаем.

На данный момент это абсолютно безопасный груз. Статистика аварий близка к нулю. Статистика убытков близка к нулю. Этот процесс страхуется международным страховым бизнесом.

В нашем понимании транзит сжиженного газа безопаснее, чем транзит сырой нефти или сжатого газа. Сжатый газ, который сегодня проходит через Босфор — более опасный груз. Со сжиженным такой опасности нет.

Какую компанию вы собираетесь привлечь для проведения этой техэкспертизы?

Мы работаем сейчас над этим. Рынок очень узкий. Компаний с именем мало, к примеру, для аудита это — большая четверка. В этом секторе их также не более пяти. Например, компания Lloyds — это мировой лидер в морских перевозках и инженерии.

Какой может быть цена газа, полученного по LNG-терминалу?

Стоимость газа формируется спросом и предложением на международном рынке. Стоимость газа, если бы мы сейчас его покупали на европейском рынке, сейчас составила бы где-то от 370 до 380 долларов. Если на американском — 230-240 долларов.

Представим, что завтра Украина ратифицировала соглашение с американской компанией. Сколько времени нужно для запуска?

Я считаю, 12 месяцев. Но мой опыт подсказывает, что завтра ничего не происходит. 12 месяцев — с момента того, как приняты решения и раскрыто финансирование. Нам нужно присоединить площадку к сети, оборудовать линейную инфраструктуру, переоборудовать саму площадку, а также надо забронировать корабль-терминал.

Сейчас в мире спрос на эти корабли превышает предложение. И такая тенденция будет сохраняться минимум следующие 5 лет. Страны Африки массово заинтересовались этой технологией: Египет, Гана и еще много других стран рассматривают такой проект. Сейчас более 30 проектов в мире на стадии планирования. Если мы каким-то образом не сможем удержать зарезервированным свой корабль, придется начинать все сначала.

Вернемся к более "устойчивым" проектам. Сколько времени нужно для построения наземного терминала?

Минимум 52 — максимум 60 месяцев. Это с той точки отсчета, когда решены все разрешительные моменты, лицензирование, вопросы структурирования самой сделки, и найден инвестор. Но это займет еще год подготовки.

Будут ли два терминала работать одновременно?

Можно. Технология FSRU очень мобильна. Мы можем взять корабль в аренду на любой срок. Но решение мы должны принять сейчас.

Если же говорить о сторонних — не украинских — проектах, связанных со сжиженным газом. Будет ли Украина участвовать в подобных инициативах, как LNG -терминал в Хорватии?

Если по каким-то причинам Украина не сможет реализовать свой проект, надо будет рассматривать другие варианты.