Россия исключила из госпрограммы вооружения российско-украинский АН-70 (обновлено)

Минобороны РФ рассматривает возможность подачи иска по взысканию 2,95 млрд рублей, которые были переведены ГП "Антонов" на проектирование АН-70

Министерство обороны РФ исключило военно-транспортный самолет российско-украинской разработки АН-70 из госпрограммы вооружения.

Минобороны РФ должно было до 2020 года приобрести 60 самолетов данного типа. Однако украинская сторона заморозила совместную опытно-конструкторскую работу. Киевское ГП "Антонов" самостоятельно завершило работу над самолетом и испытания, и Минобороны Украины принимает его на вооружение в текущем году.

Совместная опытно-конструкторская работа России и Украины по данному проекту началась в 2010 году. Россия перевела 2,95 млрд рублей ГП "Антонов" на проектирование АН-70. Тогда же, по информации Минобороны РФ, Россия заплатила 2,95 млрд рублей за проведение данных работ.

В феврале 2013 года посол России в Украине Михаил Зурабов во время своего выступления в Россотрудничестве заявил о возможном и полном аннулировании заказа на АН-70, объяснив это тем, что Россия начала производить Ил-476. Позднее министр обороны Украины Павел Лебедев подтвердил, что Россия действительно заморозила проект по совместной разработке и испытанию нового АН-70.

В октябре того же года на встрече премьер-министров России и Украины была достигнута договоренность о завершении совместных испытаний АН-70 до 1 февраля 2014 года. Стороны решили, что по их итогам будет приниматься решение об организации серийного выпуска этой машины.

После отстранения от власти Виктора Януковича украинская сторона дорабатывала проект самостоятельно. В апреле прошлого года "Антонов" завершил испытания, а в январе 2015-го Минобороны Украины приняло АН-70 на вооружение.

Теперь Минобороны РФ рассматривает возможность подачи иска по взысканию 2,95 млрд рублей, которые были переведены ГП "Антонов" на проектирование АН-70.

Дальнейшая совместная реализация российско-украинского проекта по созданию военно-транспортного самолета Ан-70 не имеет перспектив, однако Россия должна поставить вопрос о возврате вложенных в этот проект средств и урегулировании проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, заявил "Интерфаксу-АВН" в понедельник высокопоставленный источник в Минобороны РФ.

"Разработка Ан-70 практически на 70% финансировалась Россией. На сегодняшний день в проект вложены сотни миллионов долларов, и мы вправе предъявить к украинской стороне иск о возврате этих средств", — сказал собеседник агентства.

Кроме того, отметил он, необходимо будет урегулировать вопрос с интеллектуальной собственностью на эту машину, так как многие системы и агрегаты Ан-70 разрабатывались российскими НИИ и конструкторскими бюро.

Ранее сообщалось, что Ан-70 входит в госпрограмму вооружений РФ до 2020 года. Гособоронзаказ российской стороны на Ан-70составлял порядка 60 машин. Серийное производство Ан-70 планировалось начать в 2014 году. Серийным изготовителем с российской стороны было определено КАПО им. Горбунова (Казань, Татарстан). Предполагалось, что серийная сборка Ан-70 будет вестись в кооперации с Украиной, где производится крыло, оперение и двигатель для самолета. КАПО им. Горбунова и разработчиком самолета ГП "Антонов" (Киев) была утверждена схема кооперации серийного производства, начата передача документации для его налаживания.

По своим характеристикам Ан-70 превосходит существующие аналоги, включая европейский самолет А400М, в сравнении с которым у него вдвое ниже стоимость покупки и эксплуатации. Максимальная грузоподъемность Ан-70 составляет 47 т, заявленная А400M — 37 т, объем грузовой кабины — 425 куб.м, у A400M — 340 куб.м. Стоимость А400М составляет на сегодня €145 млн, стоимость Ан-70 — $67 млн.