Рост цен на продукты: кто виноват и что делать

Рост цен на продукты: кто виноват и что делать
Сетевой ритейл не смог противостоять повышению цен производителей и поставщиков
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Многие заметили, что в национальных сетевых супермаркетах начали расти цены на некоторые категории товаров. В первую очередь повысились цены на товары длительного хранения — крупы, макаронные изделия, консервы, овощи и фрукты, туалетную бумагу.

Крупные ритейлеры пытаются пояснить ситуацию: ажиотажный спрос подталкивает поставщиков к повышению цен, к тому же у многих из них в связи с введением карантинных ограничений и "валютных качелей" также изменилась себестоимость. Кроме того, национальный карантин совпал с традиционным сезонным ростом цен на некоторые группы товаров, а ажиотаж лишь ускорил рост цен. Еще хуже ситуация в сегменте круп: многие из них Украина импортирует, а страны-торговые партнеры на период пандемии ограничили экспорт, чтобы защитить от дефицита собственный рынок.

Но именно сетевой организованный ритейл стал первой мишенью для недовольства потребителей и даже обвинений со стороны власти в повышении цен. Хотя общеизвестно, что крупные операторы розничного рынка при любой экономической погоде работают с фиксированными надбавками к закупочной цене, которые покрывают их операционные издержки.

Дефицит или ажиотаж?

Одним из первых четко пояснить ситуацию на рынке попытался генеральный директор сети АТБ Борис Марков. По его словам, ситуация предельно проста: дефицита продуктов на рынке нет, но в условиях закрытых в связи с карантином рынков именно организованная розница приняла на себя весь "удар" резко возросшего потребительского спроса.

"Основного товара хватает, и ситуация с его доступностью улучшается. Мы заканчиваем наполнение складов и восстановление запасов магазинов, которые "вымылись" в результате ажиотажного спроса на прошлой неделе. Предпосылок и рисков для формирования дефицита товаров в Украине мы не видим. Возможно, "выпадение" некоторых групп из-за созданного ажиотажа, но в течение одного-двух дней мы готовы закрыть потребности населения страны в продуктах и товарах социальной категории", —  описал  происходящее в целом на украинском рынке и в сети АТБ Борис Марков.

Механика ажиотажа довольно проста: покупатели первыми "вынесли" полки крупнейших и наиболее доступных сетей — у АТБ это около 1100 торговых точек по всей стране. Но под ажиотажный "вынос" попали и другие крупные операторы — сеть Сильпо, группы Fozzi, Billa, Эко-Маркет и другие магазины "шаговой доступности".

Из-за ударного спроса на товары повседневного потребления ритейлеры перевели свои складские и логистические мощности на усиленный режим работы. Ведь даже имеющийся в любой точке Украины товар нужно доставить в распределительные центры, а потом — на полки магазинов. Именно в этот момент "оперативной перенастройки" логистики сетевых ритейлеров, которая противодействовала "выносу" магазинов в первые дни карантина, у людей создалась иллюзия опустевших полок. Это стало вторым "шоком" для сетевого ритейла: непонятная ситуация с карантинными ограничениями и слабая коммуникация властей всех уровней по этому поводу заставила людей продолжить запасаться.

Всё это происходит на фоне неработающих рынков и базаров, которые до объявления карантина удовлетворяли значительную часть потребительского спроса на продукты питания и товары повседневного потребления.

"То, что мы наблюдали последнее время — это увеличивался резко спрос на большую часть продовольственной группы товаров. Когда увеличивается спрос, а предложение растет неадекватно увеличению спроса, всегда растет цена. Поэтому, все, что мы видим — это рыночный механизм отрегулировал увеличение цены", — пояснил Олег Устенко, исполнительный директор Международного Фонда Блейзера и советник президента Украины. Эксперт добавил, что за резким ростом спроса просто не поспело производство и логистика. 

Что происходит с ценами и товарами на самом деле

Сразу нужно разделить причины происходящего на рынке. Для цен на одни группы товаров существует ярко выраженная многолетняя объективная сезонность, для других важен курсовой фактор, для третьих — баланс рынка, учитывающий объемы собственного производства, экспорта и импорта.

"Есть масса нечистых на руку дельцов, которые часть дефицитных товаров вывозят за рубеж. Что касается роста стоимости импорта, действительно: импортеры начали закладывать в стоимость товаров девальвационные ожидания", — пояснил реалии рынка Устенко.

Представители торговых сетей поделились своим опытом взаимодействия с поставщиками — это проливает свет на происходящее. Например, подорожавшая более чем на треть гречка: в Украине для нужд внутреннего потребителя ее выращивают не много, поэтому гречка импортируется из Казахстана и России. Подскочивший курс доллара, а также введенные странами-поставщиками временные ограничения на экспорт этого товара за рубеж в связи с пандемией дают свои "кризисные всходы" в виде ценников на полках украинских магазинов.

Как отмечают эксперты, винить в этом розничную торговлю — бессмысленно: "Ритейл выступает посредником между производителем и потребителем, — подчеркивает Виталий Шапран, один из самых авторитетных украинских экономических аналитиков, член Совета Национального банка Украины. — Ритейл зарабатывает на разнице между ценой покупки и продажи товара, поэтому обвинять посредника в повышении цен не очень рационально. Наибольшее влияние оказывают на цены поставщики продуктов питания. Потому что они находятся под действием рыночного закона спроса и предложения. В Украине действует рыночная система, при которой цены не устанавливаются государством, а регулируются рынком. И когда граждане сметают с полок гречку, картофель и другие товары, которых на складах становится мало, то поставщики сразу повышают отпускные цены розничным сетям".

Цены на овощи также в последние дни показали ошеломляющую динамику: морковь и лук взлетели в два раза, картошка подорожала наполовину, темп роста цен на остальные составляющие "борщевого набора" — находится где-то примерно между этими параметрами. В беседах "не для записи" представители сетевого ритейла называют главные причины. Сезонность — запасы старого урожая заканчиваются, а инфраструктура для хранения овощей — традиционное слабое место. Проще говоря, овощи к нынешнему времени попросту сгнили в хранилищах, а теплая зима лишь ускорила этот процесс. Те поставщики, кто смог сохранить свои запасы, сейчас реально "выкручивают руки" магазинам-сетевикам, ставя их перед тяжелым выбором: либо товар появится на полках сети за любые деньги, либо эти полки останутся пустыми. Пополняя свои запасы на таких условиях, крупные сетевые супермаркеты и попадают под огонь критики покупателей и государственных деятелей-популистов, которые потакают обывательскому представлению о том, что цены на рынке формируют сетевые супермаркеты, а не их поставщики-производители.

Фрукты — ажиотажный спрос на них начался сразу после овощей, когда в разгар коронавирусной паники медики напомнили людям о необходимости потреблять витамины, чтобы укрепить иммунитет перед лицом мутировавшего гриппа. Практически вся фруктовая группа на украинском рынке — это импорт. Заградительные меры на продажи на внешние рынки стран-производителей, осложненная в связи с глобальной пандемией международная логистика, а также подскочивший в Украине курс доллара — это основные факторы, которые подталкивают цену фруктов вверх.

Шапран говорит, что государству стоит поискать те рынки, которые еще не ввели ограничений на экспорт, а также вмешаться в рыночное ценообразование товарными интервенциями: "Импортировать именно те продукты, которых в стране не хватает. Кроме того, в Госрезерве должны быть запасы продуктов питания. И государство может сбивать рыночные цены, увеличивая за счет Госрезерва предложение дефицитных товаров", — предлагает эксперт.

Ряд товаров, как, например, горох, пшено и другие, которые и в спокойные времена являются статьями традиционного экспорта, после девальвации гривни производители еще активнее вывозят за рубеж — "курсовые качели" сделали очень выгодным их экспорт. А эксперты предупреждают, что украинским властям помимо контроля за ценниками в супермаркетах необходимо обратить внимание на рыночный баланс по многим товарным позициям и взять под контроль экспортные поставки — это поможет защитить украинский внутренний рынок от дефицита и ценовых дисбалансов.

Ловушка простых решений

Представители власти уже начали осознавать приближающиеся проблемы на продовольственном рынке. Но вместо того, чтобы устранить рыночные дисбалансы, пытаются оказывать давление на розницу, цены в которой — это всего лишь зеркало этого рынка.

Так, столичный градоначальник Виталий Кличко открыто  призвал  Антимонопольный комитет вмешаться в ситуацию, а в росте цен обвинил торговые сети. Правительство намерено провести ценовой аудит социально значимых групп товаров.

"Обвинять торговые сети в росте цен некорректно. Розница предоставляет исключительно услугу продажи товара, традиционно устанавливая свою наценку. Цену формирует поставщик! Постановление Кабмина о проведении ценового аудита социально значимых групп товаров в первую очередь ударит по производителям продукции. Проверять цены в розничных сетях — это самое простое, что может придумать человек с социалистическим мышлением. Кабинет министров играется в регулирование рынка. Причем эти игры опасны, так как играются они не через компенсационные механизмы, а административное насилие. И это, на мой взгляд, может привести к исчезновению с прилавков определенных товарных групп", — прокомментировал попытки государства вмешиваться в ситуацию политический эксперт Владимир Цыбулько.

"Как же все-таки эту ситуацию держать под контролем? Напомню, что раньше в Украине существовала Держфининспекция, которая имела полномочия мониторинга цен на социально значимые продукты питания. Но ее ликвидировали вместе с Санэпидемстанцией. Поэтому вопрос введения государственной дисциплины за ценами вновь на повестке дня", — напомнил Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий о том, что Украина стараниями нескольких поколений реформаторов-либералов вошла в пандемический и ценовой кризис с уничтоженной государственной инфраструктурой контроля и противодействия внешним шокам и вызовам.

"Если государство попытается создать невыгодные для производителей условия выпускать товары, то, понятное дело, производители не будут их выпускать себе в убыток. Перестанут импортировать фрукты и овощи — это станет попросту невыгодно, — прогнозирует Карасев последствия попыток государства давить на производителей. — Правительство может пугать производителей, но эти запугивания не очень страшные. Если государство хочет вернуться во времена советской экономики дефицита — может пугать бизнес дальше. А если хочет помочь людям в трудный период, то регулировать рынок очень тонко, без ущерба для производителей, по согласованию каждого шага с рынком, создавая не только ограничения, но и стимулы".

Борис Марков, гендиректор АТБ, отмечает, что организованная сетевая розница, как и его сеть, работает со стандартными наценками на товар, которые остаются неизменными при любой экономической или рыночной ситуации. Но ритейл не может противостоять давлению производителей и поставщиков, которые взвинчивают цены и пытаются воспользоваться ажиотажной конъюнктурой.

Глава АТБ отверг обвинения в том, что сеть необоснованно повышает цены, и предупредил, что аналогичные процессы пересмотра ценников на полках начнутся во всей организованной сетевой рознице, если на действия поставщиков и производителей не обратят внимания государственные регулирующие и надзорные органы.

"Такие процессы происходят и у других операторов рынка, причем, как показывает практика, в еще больших размерах, но только с отставанием в несколько дней. В большей степени на нестабильную ситуацию с ценами влияет то, что большая часть поставщиков товаров социальных категорий сегодня пересматривают ценообразование на свою продукцию. Причем в каждой группе по-разному. В таких условиях мы в большинстве случаев принимаем решение в пользу покупателя: считаем необходимым в первую очередь обеспечить наличие товара на полке магазина. В особенности, если это касается социально значимых продуктов", — рассказал руководитель сети АТБ о сложившейся на рынке ситуации.