Рынок доставки: какую еду заказывают украинцы на дом

Украинский рынок доставки еды крайне неразвит по сравнению с европейским и американским. Основной спрос на услугу наблюдается в городах-миллионниках, где заказывает еду преимущественно молодежь

Заказ еды с доставкой на дом или в офис для многих украинцев до сих пор остается дикостью, особенно если речь идет о старшем поколении или людях, живущих вне мегаполисов. Да и жители крупных городов не так долго пользуются такого рода услугами — порядка пяти лет.

С 2010-го по 2013-й рынок доставки еды демонстрировал неплохую динамику — около 20-25% в год.

Согласно данным компании Kreston GCG, в 2014 году объем рынка доставки еды достиг 850 млн грн, что на 17% больше, чем в 2013 году. Развитию рынка способствовало внедрение интернет-сервисов, что упростило работу компаний с клиентами.

В 2015 году развитие рынка замедлилось. Операторы рынка выделяют две ключевые причины. Во-первых, экономический кризис. Во-вторых, сокращение количества клиентов, воспользовавшихся услугой впервые.

Как и многие другие рынки, связанные с продуктами питания, доставка еды имеет свою сезонность. В первую очередь он сильно зависит от погоды. "Чем хуже погода на улице, тем больше количество заказов на дом. Яркий пример — климатические катаклизмы, как то аномальный снегопад в марте 2013 года, когда уровень заказов вырос практически на 50%", — отмечает операционный директор сети ресторанов японской кухни "Сушия" Сергей Терпило. И добавляет, что спрос на праздничные дни, такие как 8 марта или День всех влюбленных, также увеличивается в полтора — два раза.

Кроме того, рынок напрямую зависит от сезона отпусков, что является его второй особенностью. В летний период спрос на доставку еды снижается на 20%, в начале осени количество заказов возвращается на прежний уровень.

Кто заказывает?

По данным исследования компании Kreston GCG, за месяц украинцы около 300 тыс. раз совершают заказ еды. Таким образом, в среднем за год сектор общепита получает 3,6 млн заказов еды на дом.

Лидирует, конечно же, Киев — на столицу приходится порядка 35% всех заказов. Еще по 17% приходится на Харьков, Днепропетровск и Одессу. На Львов приходится 8%. Все остальные города Украине не занимают больше 6%.

"Доставка еды сосредоточена в больших городах. Экономическое состояние городского населения повыше, да и инфраструктура более развита", — объясняет Сергей Терпило.

Еще одной причиной смещения спроса на доставку в сторону больших городов является миграция молодежи, которая из периферии старается выехать в мегаполисы. "Люди освобождают свое время от домашних хлопот и предпочитают проводить его со своей семьей и друзьями", — комментируют в сети ресторанов итальянской и японской кухни "Мафия".

По данным отдела доставки сети ресторанов "Сушия", на молодежь и семейные пары приходится до 40% заказов. Традиционно они делают заказы в пятницу вечером или на выходных. Еще 35% заказов приходится на офисных работников. На одиноких людей приходится до четверти всех заказов.

В сегменте заказа еды на дом большой процент постоянных клиентов. 80% совершают заказ не реже чем раз в неделю, то есть до четырех заказов в месяц. Еще 20% — спонтанные клиенты, совершающие заказ впервые, или те, кто делают заказы не чаще, чем раз в год.

Что заказывают?

Уже который год подряд лидеры не меняются — это суши и пицца. По данным исследования, 35% заказов приходится на пиццерии, еще 30% забирает на себя доставка японской еды.

Реже украинцы заказывают экзотическую еду. К примеру, паназиатская кухня занимает 9% в структуре заказов на дом.

Фастфуд и традиционная еда занимает по 8% рынка.

"Заказывают то, что сложно приготовить в домашних условиях. Домашнюю еду часто заказывают в офисы", — комментирует структуру рынка Терпило.

Очень хорошую динамику демонстрирует такой новый для Украины сегмент, как пироговые. За пару лет они заняли 7% всех заказов.

У кого заказывают?

Всех игроков рынка можно разделить на три категории. В первую очередь это непосредственно сами рестораны, при которых работает служба доставки. Крупными игроками в этом секторе являются рестораны японской кухни "Мураками", "Сушия", "Мафия", а также пиццерии "Челентано", "Мамамия", "Домино".

Второй вид — это онлайн-рестораны. Основное их отличие в том, что у них нет своего оффлайнового ресторанного зала, а их продукцию можно только заказать на дом. Онлайн-рестораны часто развиваются в сегменте паназиатской и домашней кухни.

На рынке также существуют агрегаторы заказов — проще говоря, курьерские службы, осуществляющие доставку блюд из любого ресторана или фастфуда. Нередко такие сервисы занимаются доставкой продуктов питания из супермаркетов.