С какими сложностями вынуждены бороться легальные производители алкоголя

Очередной рост акцизов, недобросовестная уплата НДС, теневое производство — вот список причин, которые могут ухудшить и без того крайне непростую ситуацию в алкогольной отрасли. Производители призывают правительство провести консультации с игроками рынка и совместно выработать стратегию, которая не станет неподъемной для отрасли

Ассоциация легальных производителей алкоголя провела встречу, в ходе которой обсуждались ключевые проблемы развития отрасли.

Первоочередным вопросом для обсуждения стал новый проект налоговой реформы, предложенный не так давно Минфином. Напомним, проект предполагает резкий рост акцизов на алкогольную и табачную продукцию. В частности, акцизы на водку предлагается в следующем году поднять сразу на 50% — с 70,53 грн до 105,8 грн за 1 л 100% спирта.

Производители подчеркивают, что в сложившихся экономических условиях, когда покупательская способность стремительно падает и тянет за собой вниз весь рынок, решения Минфина являются преждевременными и недостаточно взвешенными.

"Мы не против повышения акцизов, но оно должно проходить в пределах темпа роста доходов населения. В противном случае это приведет к увеличению теневого рынка", — говорит глава Ассоциации легальных производителей алкоголя Андрей Ахтанин. По его словам, при составлении данного проекта его авторы не проводили консультации с производителями и в полной мере не учли специфику рынка. Возможные последствия столь необдуманного шага — обвал легального алкогольного рынка и существенное снижение объемов производства.

Как отмечают участники рынка, легальным производителям очень сложно конкурировать с теневым бизнесом, который, к слову, впервые за последние несколько лет начал снижаться — с 40 до 18%. "Это сведет на "нет" результаты работы фискальной службы, которой наконец-то удалось достичь заметных успехов в борьбе с нелегальными производителями", — подчеркивают операторы рынка. Таким образом, резкий рост акциза приведет не к повышению, а к снижению поступлений в госбюджет.

При этом легальные производители призывают правительство усилить борьбу с недобросовестными плательщиками НДС. Согласно данным ассоциации, на сегодняшний день суммы неуплат исчисляются сотнями миллионов гривень. Оптимизация НДС не только вредит полноценному наполнению бюджета, но и создает неравные условия конкуренции на рынке.

Улучшить ситуацию в отрасли также может введение электронных акцизных марок, ведь, в отличие от печатных, электронные марки невозможно подделать, а их использование значительно облегчает выявление контрафакта. Участники ассоциации уверены, что введение электронной акцизной марки является одним из важных шагов в соблюдении принципов открытости, прозрачности и законности бизнеса.

Способствует развитию отрасли и дальнейшее использование механизма минимальных розничных цен — МРЦ, которые очередной раз возросли с 1 сентября текущего года. "Естественно, что в связи с поднятием МРЦ некоторым нелегальным производителям стало сложнее сбывать свою продукцию ниже установленной нормы, и они пытаются вернуться к "старым правилам игры". Это лишь еще раз доказывает правильность поднятия МРЦ как способа борьбы с нелегальными производителями", — комментирует глава ассоциации "Укрводка" Владимир Остапюк.

Производители надеются найти компромисс с Минфином и Государственной фискальной службой в спорных вопросах для дальнейшей детенизации рынка и совместной борьбы с контрафактной продукцией.

Производители отметили эффективность шагов, которые в последнее время предпринимаются Государственной фискальной службой для детенизации рынка. Участники конференции подчеркнули, что сегодня наконец-то видят не просто декларируемую на словах, а реальную борьбу с контрафактной продукцией и с оптимизацией налоговых отчислений, что является позитивным сигналом для всего рынка.