Станет ли проще строить в Украине?

В Украине заработал "портал реформ", на котором Кабмин презентует концептуальные идеи дерегуляции. Часть из них касается строительной сферы. Что из них реально реализовать? Об этом Delo.UA рассказал глава отдела продаж ЖК "Park Stone" Дмитрий Шостя
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Появление конкретного перечня инициатив по дерегулированию одной из самых бюрократизированных отраслей — строительной — это большой позитив для строительного бизнеса. Как минимум, застройщики видят, что идеи, о которых они говорят годами, хоть как-то фиксируются. Впрочем, не все идеи реалистичны — как минимум, на данном этапе, без детального механизма реализации. Вот некоторые предложения, которые нам показались интересными.

Сделать расчет стоимости подключения к сетям "прозрачным" и взаимосвязанным со стоимостью строительства новых сетей и распределительных пунктов

На сегодняшний день проблема заключается не столько в непрозрачном просчете стоимости, сколько в "общественной нагрузке", которую ответственные органы взваливают на плечи застройщика в виде ремонтов сетей в другом конце района. Коррупцией это назвать сложно — вроде бы ведь не себе в карман кладут, а решают проблемы людей. Но почему бы не записать эти расходы открыто в затраты застройщика и либо компенсировать их из бюджета либо засчитывать в качестве паевого взноса в развитие инфраструктуры? Сегодня такая постановка вопроса монополистами — подключение к сетям в обмен на переложенную трубу — подстегивает застройщиков к заведомо выигрышным судебным процессам.

С темой развития инфраструктуры, как ни странно, связана и еще одна инициатива правительства — урегулировать процедуру присвоения почтового адреса. Без получения адреса невозможно начать регистрацию прав собственности на жилье. Но за банальной формальностью кроется важный момент: районная администрация не присвоит объекту адрес, пока не будут предъявлены документы о выполнении застройщиком обязательств перед городом — то ли финансовых, но ли в виде переданных квадратных метров. Если под "упорядочить" авторы подразумевают изъять этот пункт из перечня нужных документов для получения адреса, то это просто перенесет процедуру контроля на другой этап строительного процесса.

Разрешить передавать право аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности, если такая аренда дает право на его застройку

Очень актуальная проблема. На сегодняшний день передача арендованных участков между участниками рынка происходит через продажу компаний, владеющих соответствующими правами. Но тут возникает несколько проблем. Если Вы покупатель, то вместе с ООО-шкой на привлекательном участке можете приобрести и ее проблемные транзакции, контрагентов и прочие вопросы от налоговых органов. Если Вы продавец и ранее оформили право аренды на свою головную компанию, а теперь не собираетесь заниматься строительством — не продавать же весь бизнес! Можно конечно, расторгнуть договор аренды досрочно и попробовать его перезаключить с новой компанией. Но пойдет ли на это горсовет, состав которого мог круто поменяться за те годы, пока владелец безуспешно владел участком.

Если правительство проработает механизм передачи участков между компаниями вместе с правом аренды, это существенно упростит жизнь бизнесу и мобилизирует его активность: у тех, кто не имел доступа к хорошим участкам, появится такой доступ, а тем, у кого они просто "висели" на балансе — высвободятся ресурсы для развития основного предприятия.

Единственное, что пока непонятно — какими должны быть предлагаемые механизмы передачи прав на аренду в ипотеку. Что получит взамен банк, если застройщик, отдавший в залог такие права, не сможет платить по кредиту? Стремительно заканчивающийся договор аренды в лучшем случае без построенного на нем здании (которое банк не арендует)? И непонятные перспективы продлить такой договор, если на него не найдутся профильные компании? Вопрос открытый, ждем подробностей.

Предоставлять технические условия лицам, которые хотят осуществить застройку земельного участка, находящегося в их собственности или пользовании, в течение 10 рабочих дней со дня подачи (нерегистрации) заявления. Сделать доступной информацию о точках подключения и мощности сетей монополистов

Отличная идея. Только с некоторыми оговорками. Допустим, к органу, выдающему технические условия, приходит застройщик, у которого жилой комплекс рассчитан на 10 секций. Успеют ли ему выдать техусловия за 10 дней явочным порядком? Поочередно этого делать нельзя, поскольку ТУ на первую секцию должны учитывать параметры последней. Дилемму можно решить, дифференцировав сроки выдачи по уровню сложности объекта строительства. Иначе достичь высокой планки смогут лишь единицы застройщиков, да и те лишь при определенном стимулировании бюрократической машины.

Что касается второй части — открытости информации о точках подключений — это также прекрасная инициатива с точки зрения застройщика. Если она будет реализована, не нужно будет "вслепую" искать участок с готовыми или удобно размещенными поблизости коммуникациями, а выдающий техусловия орган не будет шантажировать отсутствием информации или дополнительными изысканиями. Другое дело — как отреагируют на такой открытый реестр военные? Выставить напоказ все газопроводы, электроподстанции и прочую инженерную инфраструктуру — не лучшая идея, особенно в сегодняшних условиях.

Чтобы закончить с темой инфраструктуры, стоит отметить также еще одну важную идею, озвученную на дерегуляционном сайте — утвердить право заказчика строительства на применение автономных систем инженерного обеспечения независимо от наличия на соответствующей территории необходимого инженерного обеспечения. Просто говоря, даже в густонаселенном районе, где мощностей водопровода не хватает, можно будет спокойно построить высотку, пробурив скважину и установив на ней насос. То же касается электричества и отопления (другой вопрос — как это будут реализовывать застройщики, но право — в случае внедрения инициативы — у них на это будет). Все это существенно облегчит поиск и отбор участков под строительство. Но, конечно же, должно быть напрямую завязано на городской зонинг