Стереотипы о ведении бизнеса в Украине

Стереотипы достаточно коварны, поскольку одновременно могут как связывать руки, так и развязывать их. Они встречаются на каждом шагу в любой сфере человеческой деятельности, предпринимательская среда не исключение. Максим Рудницкий, директор фабрики по производству контрольных браслетов "Ленточка", описал основные стереотипы о ведении украинского бизнеса
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие
"Совковость системы"

При поверхностном взгляде может показаться, что совковостью при развитии бизнеса в Украине уже и не пахнет: открытие единых окон административных услуг, электронные подписи, подача налоговой отчетности и декларирование; минимизация осмотров товаров и машин работниками таможни, постмониторинг, мобильные банковские приложения, повсеместная автоматизация и даже декоммунизация всей страны — где уж тут оставаться этой пресловутой совковости?

Но стоит копнуть глубже и, как писал Козьма Прутков, зреть в корень. Описанные выше процессы — лишь прикрывающие сливки на вершине черствого совдеповского пирога, который выпекался и дозревал у нас десятилетиями.

Простой пример из внешнеэкономической сферы: при таможенном оформлении товара в деревянной таре обязательно прохождение фитосанитарного контроля, суть которого сводится к внешнему осмотру деревянной тары на предмет наличия на ней отметки прохождения специальной процедуры обработки, предотвращающей распространение вредителей и болезней. Такая "процедура" — это далеко не одно заявление с десятками копий отдельно для вышестоящего на каждой инстанции, начиная с таможни и заканчивая фитосанитарной инспекцией: сначала просить разрешения на осмотр товара и тары, потом — эту тару инспектировать. И все это подкрепить распечатанным платежным поручением на осмотр.

Да и процесс прохождения контроля не самый увлекательный, похожий больше на школьную спартакиаду: предупредить фитосанитарного инспектора об осмотре и поглядывать за ним одним глазом, чтоб не скрылся из виду; подписать заявление у начальника таможенного терминала или зама, не ниже; зарегистрировать подписанное заявление в канцелярии; подать пакет документов в фитосанитарную службу и вместе с инспектором пройти "за ручку" к месту осмотра; поймать инспектора таможни, вручить ему подписанное и зарегистрированное заявление, получить от него согласие и вместе с представителем фитоконтроля втроем пройти на осмотр. Сталкиваясь с такими осмотрами повседневно, вырабатывается устойчивый рвотный рефлекс на подобные процедуры.

Итого: суть осталась совковой, хоть и при общем внешнем отходе от нее.

"Позолоти ручку"

Коррупция и взяточничество всегда были в основе любого бизнеса. Однако сегодня наблюдается явный внешний прогресс. На местах действительно практически перестали требовать. Но не перестали брать. Сами представители контролирующих структур ответственно заявляют, что на местном уровне коррупции практически не осталось. То есть, как было раньше: взятка была условием начала самого диалога. Это был пропуск, не говоря уже о стартовом заносе денег — прописке. Сначала платишь, потом начинаются "попытки помощи", без гарантий. Не платишь — сидишь в луже. Сейчас же дают максимально попробовать "по закону", потом вместе пытаются помочь в рамках закона. Если не справились и так — обходят закон с последующей оплатой благодарности за фактическую помощь. Это как бы и улучшение, но только "как бы". Основной проблемой тут является переходный период, которому соответствует "переходное" законодательство, во многом далекое от совершенства. Однако то, что сейчас предоставляется возможность решить проблему в рамках закона самостоятельно, уже является главным аргументом против подтверждения этого стереотипа.

Итого: взятки остались, но перестали быть обязательными — работать вполне реально без коррупционной составляющей.

"Гоп-стоп"

Традиционно в нашей экономике существовали бандитские виды бизнеса. Это и деятельность, связанная с природными богатствами (лес, гранит, янтарь), и специфическая торговля (те же грецкие орехи), и транспортные перевозки, и энергетика. Во многом способствовали этому смутные времена развала Союза, а недавний бандитский режим в Украине еще больше "подкармливал". На сегодняшний день многочисленные борцы с коррупцией и прочие реформаторы и дня не живут без громких заявлений о "победе над ореховой мафией", "войне с незаконной добычей янтаря", "запретах на вывоз леса" и других "успешно проведенных спецоперациях". Любой здравомыслящий человек понимает: до победы далеко настолько, что и заикаться не приходиться. Однако надо отдать должное: успех заключается в том, что не дают "заразе" распространяться дальше. Система может сдерживать. С этими проблемами, пусть и на камеры, но усердно борются на разных уровнях. Успешность заключается хотя бы в том, что за 6 лет в бизнесе плюс до этого 5 лет в правоохранительных органах я, к счастью, не могу привести конкретный пример, с которым столкнулся хотя бы косвенно.

Итого: криминал сейчас в основе того бизнеса, который сам его усердно искал и зазывал к себе.

"Изобретение велосипеда"

Еще в ХХ веке послевоенная Франция показала всем пример, каким образом можно оперативно поднять экономику страны: достаточно лишь понизить налоги, благодаря чему предприятия начнут активную работу и, соответственно, увеличится количество рабочих мест. У нас же сегодня налоги, наоборот, повышаются, увеличивается фискальное давление, многие предприятия просто не тянут такие условия и уходят с рынка.

С одной стороны, мы все понимаем (должны понимать) и готовы (пора бы уже и готовыми быть) к непопулярным методам регулирования экономики. Мы пережили год существования дополнительных пошлин на импорт товаров. Не пережили лишь те, кто не был готов к внешнеэкономической деятельности в целом. Опытные импортеры и усом толком не повели. Тем более что сейчас и дополнительную пошлину отменили, и основные снижаются на европейские товары. Мы пытаемся приспособиться к новому администрированию НДС, которое должно было бы существенно улучшить жизнь плательщика налога на добавленную стоимость, но далеко не всегда так. Наши бухгалтеры и мы вместе с ними воюем с каждым отчетом, так как порядок его подготовки и подачи каждый раз разный, а изменения доводят до сведения в последний момент.

Итого: изменения, которые должны были бы привнести улучшения, происходят, но пока лишь добавляют сложностей, в том числе и в финансовом плане, так как устоявшихся работающих правил в виде официального законодательства все еще нет.

"Все пропало"

Бизнес-сообщество разделилось: с одной стороны — недовольные изменениями, не справившиеся с ними заложники указанных выше стереотипов, с другой — новая генерация, умеющая и желающая работать по правилам, приспосабливающаяся к современным условиям, которые в общей массе все-таки более благоприятные. После волны закрытий "чепэшников-единщиков", отказа от "бизнеса" любителей наличных расчетов без какого-либо учета даже для себя наступает новая тенденция — начало бизнеса молодыми людьми с базовыми профильными знаниями, бухгалтерской грамотностью в форме ЧП или ООО на общей системе налогообложения, с валютными счетами и белой внешнеэкономической деятельностью. И именно эта тенденция вселяет надежду. Именно глядя на таких молодых, умных и энергичных, на их подходы, хочется развиваться. Любителям же попричитать о том, что "все пропало", не место в бизнесе, и время лишь наглядно это доказало.

Итого: у нас не только не все пропало — у нас видны улучшения и динамичная тенденция для позитивного развития в будущем.



Большинство стереотипов формируются из сплетен и человеческих страхов. Предпринимательство же, согласно законодательному определению, это самостоятельная, инициативная, систематическая, организованная на собственный риск хозяйственная деятельность. Здесь нет места сомнениям и слухам. Перефразируя народную пословицу, "стереотипов бояться — бизнесом не заниматься".