Табачный рынок: итоги 2010 года

Прошедший год для табачных компаний был отмечен падением производства, ограничением рекламы и ростом налоговой нагрузки

В Украине сложно найти более стабильную отрасль, чем табачная  - перечень основных игроков, их доли рынка и объемы производства  остаются неизменными уже много лет. Благополучная и небогатая событиями, эта отрасль  является одним из стабильных доноров бюджета, обеспечивая значительную часть его акцизных поступлений. Однако этот бизнес не защищен от колебаний и зачастую имеет дополнительные подводные камни, которых могли не опасаться представители менее привлекательных отраслей. 

Так, в 2010 году табачникам пришлось бороться не только с общими проблемами – колебанием курса валют, падением  потребительской способности населения, снижением объемов производства, но и со своими специфическими трудностями -  ограничением  рекламы и возможностей  для продвижения продукции на фоне постоянно увеличивающейся акцизной нагрузки.

Производство заменилось контрабандой 

В прошлом году табачный рынок Украины был подвержен  нескольких основным тенденциям, большинство из которых могут быть отнесены к негативным. Основные тренды - сокращение  легального производства,  непрогнозируемая акцизная политика  и рост контрабанды.


Показатель объемов производства табачной продукции оставался стабильным вплоть до кризиса, составляя около 120 млрд шт в год. Однако уже по итогам 2009 года компании увидели снижение - в 2009 году в Украине объемы производства табачных изделий упали на 11% по сравнению с результатом 2008 года. Падение продолжилось и в прошлом  году - 2010 год был годом существенного сокращения легального производства табачной продукции. Производство легальной сигаретной продукции ведущих компаний  за период январь-ноябрь 2010 сократилось до 92,9 млрд шт, что на 10,5% меньше показателя аналогичного периода 2009 года.


Дельта падения внутреннего производства компенсировалась  поступлениями нелегальной дешевой продукции. По оценкам экспертов, от 15 до 20% потребляемых сигаретных изделий – неучтенная продукция. «Показатель очень разнится от одного региона к другому – есть регионы, где уровень контрабанды зашкаливает за 70% - это Черновицкая область, Одесская область, Луганская область. Вцелом же мы считаем, что рынок потерял 15-20% именно за счет замещения контрабандой» - говорит Юрий Кишко, директор по корпоративным вопросам  «Империал Тобако Юкрейн». По его словам, ужесточения контроля за границами оказалось недостаточно чтобы исправить ситуацию. 

По данным Государственной таможни, за 9 месяцев 2010 года было пресечено на 32% больше незаконных случаев перемещения сигарет через таможенную территорию Украины, чем за аналогичный период 2009 г. При этом количество случаев вывоза контрабанды из Украины выросло на 32%, ввоза – на 172%. За январь-сентябрь 2010 Таможня  предупредила 3672 случая незаконного перемещения сигарет, что на 50%  (на 1233 случая) больше, чем в 2009 году.

Налоги не стали сюрпризом

Основная проблема всех табачных компаний - непрогнозируемость акцизной политики государства. В 2010 году она также была актуальна.  «Самое большое беспокойство на рынке как всегда вызывает наша внутренняя налоговая политика» - говорит  Владимир Демчак, президент Украиной торгово-промышленной конфедерации – «В европейских странах нормальным считается показатель, когда на акцизные поступления приходится  5-7% доходной части бюджета. Мы явно превысили этот показатель, поскольку за счет этой отрасли правительство латает дыры в бюджете».

Поскольку за счет табачной  отрасли правительство традиционно ищет пути пополнения бюджета, то в период кризиса к этому источнику государство стало обращаться рекордно часто. «Трудно найти другую индустрию, которая в условиях кризиса пережила пятиразовое  повышение акциза»  –  говорит Юрий Кишко. В прошлом году было проведено два повышения ставок акцизов, последнее увеличение акциза произошло июле 2010 года – по его итогам  адвалорный компонент повысился с 20 до 25%, а минимальное налоговое обязательство - с 115 до 150 грн за 1 тыс штук. По сравнению с маем 2010 года вследствие летнего повышения акцизов  цены выросли на 1-2 грн. За 9 месяцев года благодаря росту ставок акцизные поступления в бюджет увеличились более чем на треть -  на 37% - до 10, 9 млрд грн.  «Последнее повышение акциза в июле стало шестым по счету с начала 2008 года. С начала прошлого года ставки акцизного сбора на табачную продукцию выросли в среднем в 2,5 раза, если говорить о периоде с начала 2008 года – то в 7 раз, за это время сигареты подорожали в среднем в три раза» - говорит Александр Когут, директор отдела корпоративных вопросов, Джапан Тобакко Интернешнл Украина (JTI).


Бороться с фактором внезапности  повышения налоговой нагрузки в украинских реалиях невозможно, поэтому компаниям остается лишь быть готовым к изменениям, чтобы корректировать ценовую и прочую политику. Табачное лобби – одно из самых влиятельных в стране -  в данном случае выполняет роль информатора, поскольку дает возможность компаниям перестроить бизнес-процессы в ожидании очередного повышения, о котором традиционно ГНАУ не информирует заранее. «В отношении последнего повышения ставок конечно нельзя сказать, что оно полностью было  проведено так, как нам было удобно, но к нам прислушались и сильно не стали задирать планку. Мы более-менее плавно пришли  к повышению» -  говорит Юрий Кишко – «Конечно   любое повышение для нас не позитив, но бюджету надо  помогать»


Эксперты сходятся, что табачные компании обладают достаточным запасом прочности, чтобы пережить падение годовых финансовых результатов и сокращение  объемов рынка. «Акцизы в Украине все еще остаются одними из самых низких в СНГ, а табачный бизнес –одним из самых доходных» - говорит глава аналитического департамента компании «Про Консалтинг» Александр Соколов.

Игроки онемели

Среди прочих особенностей «табачного» 2010 года можно выделить продолжившуюся поляризацию рынка. Так, растут продажи премиальных брендов и  параллельно увеличивается  низкоценовой  сегмент. В тоже время средний ценовой сегмент упал на 5-6% за последние 2 года. Эксперты поясняют эту тенденцию ставшим более явным разделением страны на  бедных и богатых. Еще одна традиционная проблема отрасли - курсовые разницы, к колебанию курса валют чувствительны все производители, поскольку основная  составляющая в себестоимости это табак, который импортируется и закупается в валюте.
  
Также 2010 год был отмечен ужесточением борьбы с табакокурением на государственном уровне и дальнейшим ограничением рекламы этого товара. «О борьбе с курением много говорится, но на самом деле не вовлекается ни одни действенный инструмент борьбы. Правительство просто заявило, что высокая цена на сигареты является показателем их недоступности» - говорит Владимир Демчак – «Такая позиция конечно приветствуется на Западе, в том числе теми кто  раздает гранты».

В январе 2010 г. вступил в силу запрет рекламы табачных изделий во всех печатных СМИ (кроме специализированных изданий), и на сегодняшний день в Украине разрешено только минимальное общение с взрослыми курильщиками. Инициативы дальнейшего ужесточения рекламы табака периодически возникли на протяжении всего года. Некоторые из них откровенно абсурдны  (есть предложение законодательно  запретить курить дома на балконе), а некоторые могут существенно усложнить коммерческую деятельность – так, есть попытки вообще запретить коммерческую информацию в сфере табачной продукции, то есть дистрибутор не будет иметь  права рассказывать ничего о товаре.

Игроки рынка отмечают, что реклама сама по себе не формирует спрос, а лишь  распределяет спрос между игроками -вследствие рекламы потребитель переходит с марки на марку от одного производителя к другому. «Конкуренция между производителями табачных изделий основывается на переходе потребителей на другие торговые марки. Расти можно только за счет доли другого производителя, и изменения предпочтений курильщиков»- пояснил представитель отдела маркетинга крупной табачной компании.

Украинский табачный рынок: основные показатели

Год

Объем производства, млрд шт

Экспорт, млрд шт

Импорт, млрд шт

Контрабанда, млрд шт

2001

69,44

3,0

2,2

15

2002

81,0

1,9

1,0

8

2003

96,8

2,9

2,1

1,0

2004

108,9

5,3

1,9

1,0

2005

120,2

6,5

2,6

0,5

2006

120,3.

6,5

2,4

0,5

2007

128, 6

8,9

3,8

0,5

2008

129,8

10,2

4,5

1,2

2009

114,391

10,3

5,5

10-12

2010(январь-сентябрь)

77,8

7,5

3,4

12-13

Данные: Госкомстат, Украинская торгово-промышленная конфедерация  

Сумма акцизных поступлений в бюджет от табачных изделий

Год

Поступления в бюджет от акциза на табачные изделия, млн грн

2001

583,1

2002

683,7

2003

865,2

2004

1427

2005

1782

2006

2021

2007

2421

2008

3772

2009

8460

2010 (9 месяцев)

9474

Данные: ГНАУ