Эксклюзив

Топ-200 агрокомпаний: Кредитование становится дороже

25 ноября 2014, 14:07
Увеличить размер шрифта Увеличить размер шрифта

Экономический кризис в Украине ударил как по аграриям, так и по банкирам. Финучреждения стали более избирательно подходить к выбору клиента, а ресурсы подорожали

Топ-200 агрокомпаний: Кредитование становится дороже | АПК | Дело Увеличить картинку

Текущий год стал годом серьезных трансформаций практически для всех сфер бизнеса. Кризис нанес удар как по аграриям, которые потеряли часть своих доходов в результате падения цен на мировых рынках, закрытия российского рынка и в результате военных действий, так и по банкам, из которых население начало массово забирать деньги (как результат, у финучреждений начались проблемы с ликвидностью и капиталом).

Тем не менее, у большинства банков кредитные портфели агробизнесу все же растут. При общем снижении кредитования это стало возможным благодаря концентрации именно на агрокредитовании. На фоне падения промпроизводства кредитовать финучреждениям было попросту некого, уверяют банкиры. За последние два года лишь АПК демонстрировал прирост в экономике.

Плыть против течения

Несмотря на тяжелое экономическое положение и урезание кредитных программ, многие банки в 2014 году смогли увеличить долю своего агропортфеля практически вдвое. Среди таких финансовых институтов — банк "Надра", который ранее не был столь активным в данном сегменте.

"Последние 2,5 года доля кредитов предприятиям АПК в нашем банке постоянно увеличивалась и на сегодняшний день составляет примерно 50% в структуре кредитного портфеля корпоративных клиентов", — рассказывает директор департамента продаж корпоративным клиентам банка "Надра" Богдан Ропотилов.

Почти вдвое нарастил свой портфель кредитов АПК и другой универсальный банк — ПУМБ. Если еще год назад портфель составлял 1,2 млрд грн, то по результатам первого полугодия 2014-го он вырос до 2,2 млрд грн. Таким образом, доля агробизнеса в кредитном портфеле банка Рината Ахметова выросла до 13%, а в сегменте МСБ — до 24%.

Кроме того, с 2,28 млрд грн до 3,53 млрд грн увеличил свой портфель кредитов аграриям и ОТП Банк (совместно с компанией "ОТП Лизинг"), нарастив при этом долю таких займов до 27%.

Эти банки стали одними из наиболее растущих в сегменте кредитования АПК и в скором времени смогут на равных конкурировать с лидерами рынка в данной сфере, такими как ПриватБанк, Ощадбанк, Райффайзен Банк Аваль и Креди Агриколь Банк.

Одной из тенденций 2014 года также стала дифференциация кредитных программ для бизнеса в сфере АПК. Так, если крупные агрохолдинги обращаются за кредитами в "Приват", "Аваль" и "Креди Агриколь", то МСБ-сектор все больше кредитуется в ПроКредит Банке, Укрсиббанке, ПУМБе и Кредобанке.

Цены кусаются

В то же время стоимость кредитных ресурсов остается довольно высокой. На сегодняшний день процентные ставки на рынке кредитования предприятий АПК колеблются в диапазоне 22-26% годовых в гривне. Стоимость ресурсов, в первую очередь, зависит от уровня ликвидности банковской системы и других макроэкономических факторов. "Понижение ставок можно ожидать только после стабилизации экономической ситуации в стране", — говорит Богдан Ропотилов.

С его оценкой соглашается заместитель председателя правления ПУМБа Алексей Волчков. "Ставки для клиентов зависят как от стоимости ресурсов (ставки по депозитам), так и от риск-профиля сделки (структура, условия) и заемщика вообще (финансовое состояние, масштаб бизнеса)", — добавляет он.

Стоимость кредитов в долларах достигает 10-12%. "Высокий страновой риск Украины, к сожалению, негативно отразился на стоимости фондирования в валюте", — поясняет член правления "ОТП Банка", возглавляющая корпоративный бизнес, Алла Биниашвили.

Однако банкиры отмечают, что снижение стоимости ресурсов возможно. Для этого они предлагают использовать более широкий набор финансовых инструментов. Среди них — авалирование векселей (независимо от размера предприятия), а также покрытые и непокрытые аккредитивы, стоимость которых (в отличие от банковского кредита) составляет всего 2–5% годовых. "Эти инструменты выгодны снижением суммы предоплаты по торговым контрактам, вплоть до ее упразднения", — уверяют в банке "Надра". Кроме того, банкиры предлагают использовать возможность кредитования в лизинговых компаниях. Также существенно снижает цену ресурсов высокая оборачиваемость гривневых траншей.

200%-ная гарантия

Финучреждения осторожно подходят к оценке кредитоспособности заемщиков и все чаще ужесточают требования к залогам. Наиболее распространенной практикой является комбинация "твердых" залогов и товара. Как правило, это производственные мощности, элеваторы, техника, залог контрактов с первоклассными покупателями, товар в обороте или фиксированный остаток на складе. В отдельных случаях банки могут брать в залог "будущий урожай". "Дочки" международных компаний часто предлагают в качестве обеспечения гарантии или письма своих материнских структур.

Сложнее с залогами в сегменте первичного производства. "Кредитование агрокомпаний из сегмента первичного производства — рисковый проект для банков, — рассказывает заместитель председателя правления "Сбербанка России" Андрей Рожок. — В Украине нет нормальной системы страхования продукции от погодных условий, и вместе с аграриями банки вынуждены принимать на себя эти риски". Землю в качестве гарантии банки взять не могут, а сельскохозяйственная техника, как правило, находится либо в лизинге, либо просто в недостаточном объеме для покрытия всех рисков, поясняет он. В данном случае практически единственным вариантом для залога могут служить другие активы аграрного холдинга, не связанные с первичным производством, если, конечно, такие активы вообще есть.

Размер обеспечения определяется индивидуально, исходя из многих факторов (история работы с заемщиком, его финансовое состояние, уровень закредитованности). "При комплексном кредитовании клиента банк использует принцип перекрестного обеспечения лимитов, но в любом случае коэффициент покрытия кредита не меньше 1,2", — уточняет Андрей Путивской, директор департамента средних корпоративных клиентов UniCredit Bank. Все зависит от ликвидности обеспечения. При этом большинство банкиров сходятся во мнении, что при нынешней ситуации данный коэффициент и вовсе может составлять 1,5-2. А это значит, что агробизнесу нужно запастись 200%-ной гарантией, прежде чем претендовать на кредит.

Общие проблемы

При этом банки сетуют, что на сегодняшний день одними из главных вопросов в агросекторе остаются недостаточная капитализация бизнеса этой отрасли и усложняющийся доступ к "длинным" инвестиционным ресурсам.

Поскольку агробизнес имеет ярко выраженную цикличность, предприятия АПК финансируют свои оборотные средства преимущественно за счет банковских кредитов. Однако у банкиров возникают нестыковки в сроках кредитования. "Наиболее востребованным для агрокомпаний является среднесрочное (до 18 месяцев) финансирование на пополнение оборотных средств, которое позволяет им посеяться осенью и продавать свой урожай зимой-весной через год. В то же время в текущей ситуации не многие банки могут предоставить финансирование на такой длительный срок, что в первую очередь связано со срочностью привлекаемых ресурсов, которая на текущий момент находится в основном в диапазоне до 90 дней", — констатирует Алексей Волчков.

Помимо этого, на кредитование АПК в 2014 году повлияла неблагоприятная ценовая и не только конъюнктура. "Серьезные потери в АПК также произошли в результате закрытия Россией рынка для украинских молочных продуктов, дефолтов некоторых крупных агрохолдингов, ухудшения логистики ввиду невозможности работы через порты в Крыму и Мариуполе, усиления рисковой политики крупных международных зернотрейдеров", — рассказывает Андрей Путивской.

Банкиры отмечают, что серьезно пострадали хозяйства и предприятия, чьи земли, производственные мощности и техника находятся в зоне АТО. "В этом году многим аграриям пришлось столкнуться с новой проблемой — замораживания не только локального кредитования, но и рынков международного фондирования из-за высоких страновых рисков. Некоторые компании не получили в срок или получили не в полном объеме средства даже по подписанным кредитным соглашениям, что привело к срыву торговых программ", — отмечает Алла Биниашвили.

В комбинации с высокой волатильностью цен на сельхозпродукцию многие компании понесли убытки от торговой деятельности, которые необходимо будет компенсировать не один сезон. Негативно влияют на доверие банков к аграрному рынку и финансовые сложности отдельных агрохолдингов, в первую очередь таких крупных как "Мрия", которая в августе допустила дефолт по еврооблигациям. Также банкиры нередко жалуются на расхождение официальных и управленческих данных производителей.

Несмотря на все это, АПК остается едва ли не единственным сектором экономики, который может себе позволить кредиты по существующим ставкам. "Агросектор все же остается одной из немногих отраслей экономики, которая даже в это непростое время способна генерировать прибыль, давать стабильный денежный (в т.ч. валютный — Ред.) поток и обслуживать кредиты. Применяя современные технологии, аграрный бизнес остается рентабельным, а это означает, что крупные и системные банки будут продолжать финансирование предприятий сельскохозяйственной отрасли", — заключает Богдан Ропотилов.

Автор: Михаил Василенко

По материалам: "Дело"
Раздел: > >
Теги: апк, кредиты, сельское хозяйство, инвестиции

Главные новости от delo.ua
Поздравляем! Вы подписались на рассылку от delo.ua
Топ-200 агрокомпаний: Кредитование становится дороже | АПК | Дело
Читайте также
Комментарии Facebook
Комментарии
Вход

Если у Вас до сих пор нет аккаунта на Дело - зарегистрируйтесь

Мнения
Курсы валют
покупка продажа НБУ
USD USD 25.05 25.25 25.14
EUR EUR 27.3 28.3 28.07
RUB RUB 0.37 0.39 0.38
Цены на топливо
ДТ СПБТ
Донецкая область 19.4 8.47
Киевская область 19.03 8.29
Львовская область 19.3 8.45
Популярные теги
3G
web-T::CMS. Проверенные решения Хостинг-партнер
Хостинг сайтов - MiroHost
© 2005-2016 Ekonomika Communication Hub.
Все права защищены
Тел.: 044 585 58 91/92
Узнай, как перепечатывать новости, и смело используй материалы из новостной ленты портала Delo.ua

— Материалы, которые отмечены этим знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламы ответственность несут рекламодатели.