Топ-200 агрокомпаний: украинские порты наращивают перевалку зерновых

На фоне прогнозов о рекордном росте зерновых и увеличении перевалок в портах Украины как грибы после дождя стали появляться инвестиционные проекты по строительству новых зерновых терминалов

В последние несколько лет значение аграрного сектора для экспортного потенциала страны возросло в разы. Если в 2012/2013 маркетинговом году (МГ) Украина экспортировала 22,85 млн тонн зерна, то в 2013/2014 МГ аграрии увеличили экспорт зерновых культур на 41,6% — до 32,36 млн тонн.

По оценкам информационной компании "ПроАгро", в 2014/2015 МГ планируется собрать порядка 57 млн тонн зерновых (без учета Крыма), 30 млн тонн из которых может быть отправлено на экспорт. Рост экспорта означает рост перевалки грузов через морские порты Украины.

Перевалка без Крыма

Оккупация Крыма несколько сократила мощности по перевалке зерновых грузов через морские порты Украины. Если до аннексии полуострова мощности составляли порядка 42,2 млн тонн, то теперь они сократились до 38 млн тонн. Основные грузовые потоки из Крыма обеспечивались через два порта: Севастопольский и Керченский.

Высокие объемы перевалки зерновых грузов требуют кардинального обновления портовой инфраструктуры. Повсеместно наблюдается тенденция к старению портовых активов — элеваторы, построенные десятки лет назад, нуждаются в модернизации, причалы — в реконструкции, зерновые мощности — в дальнейшем развитии.

Понимают необходимость развития инфраструктуры и портовики, и зернотрейдеры. Так, Администрация морских портов Украины (АМПУ) сформировала долгосрочную (на 25 лет) инвестиционную программу развития портовой отрасли, которая предусматривает увеличение пропускной способности портов по зерну еще на 40 млн тонн в год. Как сообщили, на данный момент в портовой отрасли Украины существует ряд перспективных проектов, которые уже имеют предпроектные решения, ТЭО и отчеты по результатам экспертизы.

По данным АМПУ, в 8 портах Украины будет произведено увеличение мощностей по перевалке зерновых в общей сложности на 42,7 млн тонн, что потребует вложений в размере 5,78 млрд грн. Инвестиции намерены привлекать как за счет частных инвесторов, так и за счет портовых сборов.

Проекты по развитию и модернизации мощностей зерноперевалки в основном сосредоточены в портах-лидерах Украины — в Одесском, Ильичевском и "Южном", где реализация точечных инвестиционных программ разработана на 3-4 года. Так, крупный молдавский зернотрейдер Rusargo-prim планирует построить зерновой терминал в Одесской области. В порту Рени ожидают реализации проекта зерноперевалочного комплекса мощностью в 250 тыс. тонн стоимостью в $2млн.

Ключевые проекты

Пожалуй, наиболее перспективным на сегодняшний день является проект создания зернокомлекса в Одесском порту, анонсированный в 2012 году компанией "Бруклин-Киев". Они, обеспечив себе поддержку французского зернотрейдера Louis Dreyfus, намерены построить на причале "1-z" элеваторные мощности пропускной способностью порядка 3 млн тонн в год. Длина причальной линии составит 260 м, глубины у стенки — 12,5 м. Стоимость реализации проекта, по оценкам компании, составляет $100 млн.

Как рассказал генеральный директор "Бруклин-Киев" Юрий Губанков в интервью "Центру транспортных стратегий", с февраля 2014 года на мощностях нового терминала уже перевалено 300 тыс. тонн зерновых. Загрузку новому комплексу обеспечивает компания Louis Dreyfus. Также в рамках первого блока строительства зернокомплекса завершено строительство станции разгрузки железнодорожных вагонов. В процессе подготовки находится территория для строительства станции разгрузки для автомобилей. К тому же частично реализовано строительство второго блока: 11 банок для хранения 70 тыс. тонн зерна построены и введены в эксплуатацию. Еще столько же находятся на стадии завершения строительства. Всего планируется построить 33 зерновых элеватора.

Руководство "Бруклин-Киев" заявляет, что финальную стадию строительства можно ожидать в феврале-марте 2015 года.

Также строительство зерноперевалочного комплекса в Одесском порту завершает "Олимпэкс Купе Инт.". Комплекс мощностью в 3,2 млн тонн в год будет построен в тылу причала №4. Стоимость инвестиций составила $92 млн.

Сейчас компания строит вторую станцию разгрузки автомобилей портового зернового терминала (ПЗТ), устанавливает дополнительные емкости, которые позволят одновременно хранить 125—128 тыс. тонн зерна. Компания приобрела вторую судопогрузочную машину, которую устанавливает на причале №3. Кроме того, компания ведет работы по прокладке конвейерной линии, которая свяжет между собой 3-й и 4-й причал и силосы.

Свой проект в Херсонской области в конце 2013 года презентовал крупнейший украинский зернотрейдер — компания "Нибулон" Алексея Вадатурского. Предприятие намеревалось реализовать проект зернового терминала в Геническе стоимостью $20 млн. Проект предусматривал реализацию мощностей по хранению 76,6 тыс. тонн зерна и по отгрузке 10 тыс. тонн в сутки водным транспортом. Однако в мае 2014 года "Нибулон" заявил о приостановке строительства терминала в связи с нестабильной ситуацией в стране.

В Николаевском порту к 2016 году планирует нарастить мощности своего зернового терминала американская агропромышленная компания Bunge. В планах — увеличение мощностей терминала с 3 до 5 млн тонн сельхозпродукции в год и строительство маслоэкстракционного завода.

По сообщениям пресс-службы, в рамках проекта Bunge рассчитывает построить современный завод по переработке масличных культур, плановые мощности которого составят 2,4 тыс. тонн семян подсолнечника в сутки. Компания намерена инвестировать в этот проект $180 млн.

"Терминалостроительный бум" поддержал и порт "Ника-Тера", владельцем которого является Дмитрий Фирташ. В компании сообщили, что в 2013 году инвестировали 111,8 млн грн в строительство нового зернохранилища силосного типа вместительностью 170 тыс. тонн в Николаевском порту. После введения в эксплуатацию этого объекта суммарная вместительность зернохранилища должна вырасти с 40 до 210 тыс. тонн.

В июле 2013 года в эксплуатацию введено 8 силосов, в январе 2014 года — еще 10. В 2015 году компания планирует начать строительство второй автостоянки зерновозов и лабораторно-визировочного комплекса на четыре проезда.

Также на предприятии разрабатывается концепция развития предприятия до 2020 года, которая предполагает строительство новых мощностей и реконструкцию существующих.

Терминал "на двоих"

Первыми в 2014 году анонсировали свой проект две компании — "Укрлэндфарминг" Олега Бахматюка и компания "Портинвест" Рината Ахметова. Олигархи планируют в две очереди построить мультифункциональный аграрный хаб в порту "Южный" по обе стороны Аджалыкского лимана. Мощность его перевалки должна составить до 10 млн тонн зерна и свыше 260 тыс. тонн масла в год. Об объеме инвестиций, необходимых для воплощения такого масштабного проекта, стороны пока умалчивают, но в 2012 году Бахматюк заявлял, что рассчитывает инвестировать в строительство нового зернового терминала около $700-800 млн.

Если все запланированные проекты реализуются должным образом, в ближайшем будущем проблем с перевалкой зерновых и масличных грузов не предвидится. Разумеется, если тому будут способствовать политические и экономические события в Украине.

№ п/п

Порт

Зерно

Объем инвестиций

млн тонн

млн грн

1

Морской порт Одесса

4,0

1168,8

2

Морской порт Ильичевск

6,0

120,00

3

Морской порт Измаил

2,2

126,4

4

Морской порт Николаев

2,0

408,0

5

Морской порт Херсон

1,0

57,00

6

Специализированный морской порт "Октябрьск"

2,6

447,0

7

Морской порт Рени

0,5

24,0

8

Морской порт "Южный"

24,4

3425,00

ВСЕГО

42,7

5776,2