Топ-200 агрокомпаний: за год объемы рынка органической продукции увеличились в 29 раз

Рынок органической продукции демонстрирует стабильный рост. Все больше компаний начинают производить не просто органическое сырье для дальнейшего экспорта, но и готовые продукты питания
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Спрос на органическую продукцию в Украине растет из года в год. Тренд потребления такой продукции совпал с ростом заинтересованности населения в продукции made in Ukraine. Однако есть факторы, которые "тормозят" развитие сегмента. Это — неразвитая законодательная база, снижение покупательной способности населения и недостаточная информированность потребителей о том, какая же продукция действительно является органической.

Позитивный тренд

Рынок органической продукции существенно растет как в деньгах, так и в количестве игроков. Согласно данным Федерации органического движения Украины, в 2007 году объем рынка составлял порядка 500 тыс. евро; в 2008-м — 600 тыс. евро; в 2009-м — 1,2 млн евро; в 2010-м — 2,4 млн евро. Уже в 2011 году этот показатель вырос до 5,1 млн евро; в 2012-м — до 7,9 млн евро; в 2013-м — до 12,2 млн евро, а в 2014 году — до 14,5 млн евро. Таким образом, объемы рынка за указанный период увеличились в 29 раз.

По словам главы правления Федерации органического движения Украины Евгения Милованова, в стране на данный момент работают более 180 органических сельхозпроизводителей, которые обрабатывают свыше 400 тыс. га сельхозземель. В 2002 году насчитывалось всего 31 хозяйство, которое обрабатывало 165 тыс. га.

"Доля сертифицированных органических площадей среди общего объема сельскохозяйственных угодий Украины составляет 0,9%. Украина стала лидером в восточноевропейском регионе по сертифицированной площади органической пашни, специализируясь преимущественно на производстве зерновых, зернобобовых и масличных культур", — отмечают в Федерации органического движения. Кроме того, на начало 2014 года в Украине было сертифицировано порядка 530 тыс. га дикоросов.

Основной канал реализации отечественной органической продукции — экспорт. Порядка 90% всех поставок приходятся на рынки Европейского союза. Продается украинская органика и в более отдаленные страны, к примеру, в США и Японию. Украинские производители поставляют на экспорт или сырье (зерновые и масличные культуры), или же дикорастущую продукцию (ягоды, грибы, орехи).

"Мы экспортируем зерно (пшеницу, ячмень, просо, рожь) в Швейцарию. Все зерно предварительно проверялось швейцарской стороной — они приезжали в Украину, делали анализ грунтов, следили за хранением зерна", — делится директор компании Organic Milk(органическая молочная продукция) Елена Стритович. По ее словам, экспортируемое зерно идет на выпекание органической хлебобулочной продукции.

По словам Геннадия Чижикова, президента Торгово-промышленной палаты Украины, за последние три года экспорт украинской органической продукции увеличился в четыре раза. "Украину уже начинают рассматривать как серьезного производителя органической продукции", — утверждает он.

Ближе к потребителю

Последние лет пять для рынка характерен еще один тренд — увеличение количества компаний, которые занимаются не только выращиванием, но и переработкой органической продукции. Если в середине 2000-х годов практически все готовые органические продукты питания завозились в Украину извне, то сейчас около половины товаров — собственного производства.

В Украине насчитывается около 50 предприятий, которые производят органические продукты питания для внутреннего рынка. Наиболее широко представлены органические товары в категории "бакалея"

Именно отсутствие украинских аналогов органической продукции побудило многих производителей стать "органик". "Еще лет десять назад найти органическое продукты по доступным ценам было непросто даже в столице. Если органика и появлялась на полках торговых сетей, то это был мало кому доступный импорт", — вспоминает Татьяна Яблонская, совладелица компании "Лыбидь-К" (занимается производством органических овощей и яиц).

Рост производства — ответ на запрос со стороны потребителей, уверены эксперты. "В Украине ежемесячно растет количество потребителей, которые узнают о преимуществах органической продукции. Это можно проследить по объемам поставок продукции от органических фермеров и производителей в розничные сети. Активность наблюдается в тех городах, где проходят специальные акции по популяризации органического движения и где местные фермеры стараются на местном рынке рассказать о себе, о своей продукции и обеспечить поставки в местную торговую сеть", — рассказывает Татьяна Ситник, эксперт по развитию органического рынка в Украине.

По ее словам, сейчас в стране насчитывается порядка 50 предприятий, которые производят готовые продукты питания для внутреннего рынка. Наиболее широко представлены органическое товары в категории бакалея — это крупы, хлопья, мука, подсолнечное масло. Увеличивается количество производителей и в других категориях, таких как молочные и кисломолочные продукты, мясная продукции, хлебобулочные изделия, консервация и варенья, соки, мед и т.д.

Для того чтобы продукция могла считаться органической, производитель должен сертифицировать все этапы выращивания сырья и изготовления готовой продукции. Быть "органическим" в Украине не так и просто, сетуют игроки рынка. Занимаются этим, как правило, "компании-энтузиасты" из малого и среднего бизнеса.

"Способ ведения органического земледелия и животноводства отличается от классического способа. Во-первых, инвестиционные затраты на порядок выше. Во-вторых, способ содержания животных и методы земледелия отличаются. Все процессы более трудозатратные, а, к примеру, урожайность — в 3-5 раз ниже, чем у обычных сельхозпроизводителей", — вздыхает Елена Стритович.

Где купить?

Несмотря ни на что, производители не сдаются и находят своего покупателя. Основной канал реализации органической продукции — розничные сети. Однако, как отмечает Татьяна Ситник, органика, как правило, представлена лишь в городах-миллионниках, и то лишь в отдельных магазинах. "Большинство из них включают органический товар в ассортимент лишь в качестве имиджа, не обращая внимания на особенности продукции", — говорит эксперт.

В меньшем объеме органическая продукция представлена в специализированных сетях и отдельных магазинах "натуральных и органических продуктов". "Развитие этого канала реализации полностью зависит от инициативы самих владельцев магазинов. Объемы там меньше, но зато покупатель может получить дополнительные услуги, в том числе узнать больше об органической продукции. Такие магазины появляются и в городах поменьше, например в Хмельницком, Виннице, Луцке, Полтаве, Белой Церкви, Ильичевске, Херсоне и т.д.", — продолжает Татьяна Ситник.

Производители пытаются максимально диверсифицировать поставки. "Наша продукция представлена в таких розничных сетях, как "Ашан", "Сільпо", "Мегамаркет", Varus, Good Wine, Nature Boutique, Glossary. Последние три специализируются именно на органической продукции. Параллельно мы поставляем напрямую продукцию небольшими партиями в магазины Винницы, Одессы, Хмельницкого, Львова и Житомира", — рассказывает Татьяна Яблонская, которая реализовывает органические яйца под ТМ "Свит Био".

Нормативные сложности

Одной из ключевых проблем, с которой приходится сталкиваться производителям органики, помимо общего падения покупательной способности населения, является крайне слабо развитая законодательная база. В начале 2014 года в Украине вступил в силу Закон "О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья". Принятие этого закона, однако, не помогло ответить на самый главный вопрос — кто же является "органическим" производителем и какие госорганы отвечают за такую сертификацию. Производители "по старинке" обращаются к организациям, которые сертифицируют хозяйства в соответствии с требованиями и регламентами ЕС. В Украине порядка 20 таких организаций, одна из наиболее известных — "Органик стандарт".

Лишь компании, получившие сертификат, имеют право писать у себя на упаковке "органик" и размещать соответствующий символ, к примеру, белые звездочки на зеленом фоне, которые образуют листочек (общеевропейский логотип, гарантирующий органическое происхождение).

Глава Федерации органического движения Евгений Милованов отмечает, что необходимость усовершенствования законодательства понимают как производители, так и Минагропрод. По его словам, совместно со специалистами министерства создана и работает специальная группа по вопросам усовершенствования нормативно-правовых актов в сфере органического производства. Уже до конца этой осени на уровне министерств и ведомств должна быть согласована новая версия закона об органической производстве.

Будем надеяться, что это поможет украинцам лучше разбираться в том, какая продукция на самом деле органическая. "До сих пор встречаются случаи "псевдоорганических" товаров в рознице. В связи с этим у потребителей существует недоверие ко всякого рода сертификации и позиционированию продукции. Сертифицированные органические производители как могут развеивают потребительские заблуждения и собственными силами пытаются вернуть доверие к натуральной продукции", — резюмирует Татьяна Ситник.