Убыточный Groupon с миллионными долгами оценили в рекордные $12,8 млрд.

Скидочный сервис Groupon провел IPO, несмотря отсутствие прибыли и превышающий активы долг. Компания оценена в 12,8 млрд долларов, а уже на первых торгах ее акции подорожали более чем на 30%

Если бы стоимость компании определялась исключительно активами, которые стоят у нее на балансе, тогда бы стоимость оператора скидок Groupon составила всего 795,5 млн долларов. Это в 16 раз меньше, чем капитализация компании, определенная по итогам прошедшего на прошлой неделе IPO.

А если за основу оценки взять величину чистых активов — балансовые активы компании за вычетом долговых обязательств, то подобный подход к оценке Groupon вообще становится бессмысленным. Просто долгов у компании больше, чем имущества, и величина ее чистых активов — минус 15,6 млн долларов.

Groupon Inc основано в 2008 году Эндрю Мэйсоном. На начало 2011 года контрольный пакет акций распределен между основателем и фондами Accel Partners, Battery Ventures, New Enterprise Associates. Российские компании Mail.ru Group и DST Global контролируют около 8% акций на двоих. Groupon — крупнейший в мире оператор скидочных сервисов, работает в 43 странах мира, и его услугами пользуется около 115 подписчиков. По итогам 2010 года выручка составила 713 млн долларов, чистый убыток — 456 млн долларов. В первом полугодии 2011 года выручка составила 878 млн долларов, чистый убыток — 205,4 млн долларов.

Инвесторов не смутило и то обстоятельство, что компания со времени своего основания так  ни разу и не показала прибыли. Первоначально введенный в финансовую отчетность Groupon показатель «скорректированной операционной прибыли» вместо показателя прибыли даже привел к скандалу с Комиссией по ценным бумагам США (SEC), так как предложенный руководством компании показатель не учитывает расходы на рекламу, покупку конкурентов и программу поощрения сотрудников. Без учета этих издержек убыток компании в размере 420 млн долларов за 2010 год «превратился» в 61 млн долларов скорректированной прибыли.

Таким образом, организаторы первичного размещения Groupon — Morgan Stanley, Goldman Sachs и Credit Suisse — фактически совершили чудо, продав инвесторам акций компании на 700 млн долларов. При этом из-за повышенного спроса на бумаги, компания превысила первоначальный диапазон размещения в 16-18 долларов до 20 долларов за одну ценную бумагу.

Был увеличен и объем предложения акций на 5 млн штук до 35 млн бумаг — 5,5% капитала. В итоге весь Groupon был оценен в 12,8 млрд долларов, и компания стала второй по капитализации по цене прайсинга после Google. В первый же день торгов акции подскочили на 31% — до 26,11 доллара, а капитализация достигла 16,6 млрд долларов.

«Вероятно, часть инвесторов согласилась списать убытки на быстрый рост компании: когда период роста закончится, компания сможет оптимизировать издержки и начнет генерировать прибыль, — допускает аналитик ИК «Тройка Диалог» Анна Лепетухина. — Другую часть инвесторов, наверняка, составляли краткосрочные спекулянты, поспешившие воспользоваться ростом бумаг, для фиксации прибыли».

В любом случае высокая оценка Groupon, полученная в ходе IPO, может оказать поддержку котировкам российской Mail.ru Group, которая владеет 4,5% акций скидочного сервиса. «Исходя из цены размещения, стоимость этого пакета сейчас составляет около 570 млн долларов и более чем вдвое превосходит первоначальную оценку, заложенную в нашу модель Mail.ru», — указывает аналитик ФК «Уралсиб Кэпитал» Константин Белов.

Эксперт ожидает, что эта новость в ближайшее время окажет поддержку котировкам российской компании. Однако в долгосрочной перспективе размещение Groupon и других проектов, где Mail.ru является миноритарием, может негативно сказаться на интернет-холдинге. Часть инвесторов сейчас все еще воспринимает акции российской компании как косвенную возможность войти в капитал Facebook и Zynga, и при последующем выходе этих компаний на биржу может предпочесть приобрести их акции напрямую.

Отметим, Zynga, специализирующаяся на производстве игр для социальных сетей,  недавно уже заявляла о планах провести первичное размещение акций в ближайшее время. А в августе об IPO заявлял и другой оператор скидок LivingSocial. По данным The Wall Street Journal, в качестве организаторов утверждены Bank of America Merrill Lynch, Deutsche Bank и J.P.Morgan Chase. Однако сроки размещения так и не определены.
Другой лидер рынка — социальная сеть Facebook — заявляла о планах IPO лишь не ранее 2012 года.