Удержит ли Украина "стальную десятку"

По результатам августа в рейтинге топ-10 мировых производителей стали для Украины не оказалось места. В сентябре-октябре она заняла 12 позицию, пропустив вперед Италию и Тайвань
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Два месяца назад падение металлургического производства побило все возможные рекорды. Многие украинские предприятия на Донбассе прекратили работу или значительно уменьшили выпуск продукции.

В октябре производство стало медленно "размораживаться", переориентируясь с сырьевого направления на металлургическое. Ускорению процессов "разморозки" мешают военные риски и разрушенная инфраструктура. У Украины появился шанс вернуться в список "стальных" лидеров — все зависит только от состояния войны и мира на востоке.

Уход в ноль

Украинские предприятия начинают восстанавливать свое производство. В октябре, по данным отраслевого объединения предприятий "Металлургпром", выпуск стали увеличился на 6,5% (до 1,920 млн тонн), чугуна — на 8,4% (до 1,662 млн тонн). Основной вклад в это внесли мариупольские комбинаты, восстанавливающий производство Енакиевский металлургический завод и украинские металлургические предприятия, находящиеся не на Донбассе.

"Запорожсталь", которая находится далеко от военных действий, увеличила объемы выпускаемой продукции на 7%. "Азовсталь" увеличила загрузку на 40% — до 305 тыс. тонн. "ММК имени Ильича" остался на том же уровне по стали, но значительно увеличил выплавку чугуна. "ДМК имени Ф. Э. Дзержинского" увеличил производство на 6% — до 240 тыс. тонн. В октябре общее производство стали выросло на 6,7% — до 1,929 млн тонн", — оценивает ситуацию на рынке металлургии аналитик Concorde Capital Роман Тополюк.

Стоит учесть, что такие показатели свидетельствуют не о значительном увеличении производства металлопродукции, а о тенденции к восстановлению нормальных объемов. По словам аналитика инвестиционной компании Eavex Capital Ивана Дзвинки, в августе производство упало на 20-40%: 20% — на "Азовстали" и 40% — на "ММК имени Ильича". "При этом Алчевский металлургический комбинат в октябре сохранил динамику производства на нуле, а Енакиевский металлургический завод восстановил производство во второй половине месяца и выплавил 25 тыс. тонн стали по сравнению с нулем в сентябре", — указывает аналитик. Это означает, что предприятия, которые внесли основной вклад в позитивную статистику за октябрь, до этого демонстрировали значительный спад и работали в августе-сентябре на 40% производственной мощности.

Вертикально интегрированные компании в ближайшей перспективе будут сосредотачивать свои усилия именно на металлургическом производстве, что позволит максимизировать прибыль в отличие от продаж железорудного сырья (ЖРС). Перерабатывая ЖРС, компания зарабатывает больше — за счет генерирования добавленной стоимости.

Стальное "золото"

В августе 2014 Украина переместилась из замыкающей позиции в "золотой десятке" производителей стали на 11 место с производственным показателем 1,767 млн тонн. В сентябре с показателем 1,7 млн тонн Украина заняла 12 позицию в рейтинге World Steel Association. Эта позиция в октябрьском рейтинге не изменилась, однако Украина увеличила производство стали до 1,87 млн тонн, что может позволить ей обогнать Тайвань (1,970 млн тонн в октябре) и приблизиться к результату Италии (2,1 млн тонн). Если производство Тайваня в ноябре вырастет более чем на 4% по сравнению с октябрем, а Украина не увеличит темпы восстановления объемов выплавки стали, то снова останется на двенадцатой позиции.

Несмотря на положительную динамику в октябре, увеличению производства металлургической продукции мешает разрушенная инфраструктура Донбасса. С этим соглашается Роман Тополюк. "Дальнейшего роста производства пока еще не предвидится, слабым местом являются разрушенные железнодорожные пути на Донбассе. Там продолжаются боевые действия, и они мешают восстанавливать железнодорожное сообщение", — подчеркивает аналитик. По его словам, металлургические предприятия смогут полностью возобновить объемы производства металлопродукции до прежнего уровня приблизительно за месяц как только ситуация стабилизируется до мирной, и сотрудники железной дороги смогут восстановить разрушенные участки.

Зависимость объемов производства металлопродукции от состояния мира и войны на Донбассе отмечает и аналитик CASE Украина Евгений Дубогрыз. "Если не будет никаких военных конфликтов в Мариуполе, то можно ожидать увеличения объемов выплавки стали с 67 тысяч тонн стали в сутки до 72-75 тысяч тонн к концу года", — прогнозирует он.

ПО "Металлургпром" прогнозирует, что в декабре Украина произведет 1,9 млн тонн стали, 1,8 млн тонн чугуна, и 1,8 млн тонн проката. Это означает, что производство стали останется на уровне октября, а чугуна и проката вырастет на 3,5% и 9,2% соответственно.

Потерянные заводы

Большинство предприятий, оказавшихся на оккупированной территории, ждет "национализация". Об этом неоднократно заявляли лидеры псевдореспублик. Для рынка металлургии наиболее важными являются три предприятия, оказавшихся на неконтролируемой территории: Алчевский металлургический комбинат, Енакиевский металлургический завод и "Донецксталь". Суммарное суточное производство Алчевского и Енакиевского предприятий, по данным аналитика CASE Украина, в мирное время составляло 23 тысячи тонн стали, или четверть от общеукраинского.

Частично эти предприятия могут переориентироваться на российский рынок. "Если раньше Алчевск поставлял в Россию 10-15% своей продукции, то теперь он может и работать на 10-15% мощности. Если заводы будут работать только на Россию и на свои непризнанные республики, то они не смогут производить столько стали, сколько производили в нормальных условиях, но работать смогут", — отмечает Евгений Дубогрыз.

Заинтересованность "Внешнеэкономбанка", находящегося в личной сфере интересов Владимира Путина и обладающего основным пакетом акций "Индустриального союза Донбасса", объясняет решение Совета по железнодорожному транспорту СНГ разрешить отправку кемеровского угля для Алчевского меткомбината. Несмотря на это, заводы, оказавшиеся на территории псевдореспублик, в случае "национализации" не смогут продавать продукцию на российский рынок, даже если возобновят свою работу. Либо они могут продолжать работать как украинские юридические лица, а, соответственно, работать согласно украинскому законодательству, либо у них будут проблемы со сбытом. В таком случае их экспорт может расцениваться только как контрабанда.

Оказавшись без части производственных мощностей и с уничтоженной инфраструктурой на востоке, Украина пытается удерживать статус одного из крупнейших производителей стали. Но долгосрочных прогнозов не может быть до тех пор, пока судьба крупнейших металлургических предприятий зависит от наличия "Градов" на близлежащей территории.