Украина и Евросоюз заключат договор об открытом небе

Украина и ЕС согласовали часть условий договора об открытом небе

Украина и Европейский союз согласовали часть условий договора об открытом небе и обещают, что уже до конца года документ будет подписан, — передает Коммерсантъ-Украина.

"Еврокомиссия и Украина договорились об основных принципах создания общего авиационного пространства — так называемого договора об открытом небе", — заявил вчера на авиафоруме Routes CIS 2013 в Донецке первый заместитель министра инфраструктуры Константин Ефименко.

Издание подчеркивает, что седьмой раунд переговоров между сторонами прошел около двух недель назад. "На них были согласованы методы внедрения Украиной требований ЕС, а также условия работы авиакомпаний", — рассказал Паоло Беррино, пресс-секретарь еврокомиссара по вопросам транспорта Сиима Калласа.

Стороны обещают подписать соглашение до конца года. Очередной раунд переговоров — восьмой — назначен на 21 и 22 октября. "Прогресс в этих переговорах покажет, будет ли раунд финальным. Но если этого не случится, мы настаиваем на том, чтобы переговоры завершились до конца 2013 года", — говорит Беррино. В свою очередь Ефименко заявил, что Украина рассчитывает на подписание договора уже в октябре-ноябре.

Он также подчеркнул: "Сейчас наша задача — защитить интересы отечественных авиакомпаний". Украина предлагает ввести адаптационный период для своих авиакомпаний — часть норм договора о совместном авиационном пространстве (САП) должна вступить в силу лишь спустя 1,5-2 года после подписания договора.

"В ЕС работают мощнейшие авиакомпании — Lufthansa, British Airways, а также быстроразвивающаяся Turkish Airlines. Наши перевозчики не имели возможности настолько вырасти, и им необходимо время, чтобы адаптироваться к новым условиям", — рассказал Ефименко. Украина также настаивает на получении пятой степени свободы на европейском рынке — права выполнять полеты из европейских аэропортов. Например, летать по маршруту Киев-Мюнхен-Париж-Киев.

Беррино сообщает, что обе стороны согласны с тем, что пункты договора должны вводиться постепенно. "Это не вопрос уступок, а скорее совместная нацеленность на то, чтобы завершить адаптацию как можно быстрее и затем пользоваться взаимными преимуществами", — говорит пресс-секретарь еврокомиссара.

Следует отметить, что САП позволит авиакомпаниям Украины и ЕС получить беспрепятственный доступ на маршруты между странами. Сейчас эти отношения регулируются межправительственными соглашениями.

В Украине опасаются, что открытие воздушного пространства страны для перевозчиков из Европы причинит вред украинским авиакомпаниям.

"САП должно оказать положительное воздействие на развитие украинских аэропортов и транзитного потенциала страны. Но есть и риски для наших авиакомпаний и аэропортов. У украинских пассажиров сейчас недостаточно денег для активных авиапутешествий, кроме того, остается вопрос ограничений из-за визового режима со странами ЕС. Также есть риск, что европейские компании будут попросту вывозить отсюда пассажиров в свои хабы в ЕС", — выразил свое мнение первый заместитель главы Госавиаслужбы Александр Гречко.

Еще одна проблема — украинские перевозчики пока не открыли дальнемагистральные программы полетов из Украины, что напрямую влияет на транзитный потенциал Борисполя и их пассажиропоток, — добавляет Ефименко.

На самом деле полная либерализация рынков ЕС и Украины возможна не раньше чем через три-четыре года. Осенью планируется утвердить только текст соглашения. В следующем году договор может быть подписан, после чего его должны ратифицировать все члены ЕС и Украина — на это уйдет не менее полутора лет, рассказал источник в Министерстве инфраструктуры.

Что касается этапов соглашения, то на первом из них предполагается внедрение третьего и четвертого уровней свобод для авиакомпаний — то есть снятие ограничений по количеству назначенных перевозчиков и частот между странами. На этом этапе Украина должна привести свое законодательство в сфере авиации в соответствие с европейским. "В ЕС должны проверить все это, утвердить, и только потом можно будет приступить ко второму этапу — внедрению пятого уровня свобод", — объяснил собеседник КоммерсантЪ.

Для украинских аэропортов жизненно необходимо принятие САП, так как это может повлечь за собой приход лоукостеров и увеличение пассажиропотока, считают эксперты.

Хотя ЕС и согласился с рядом предложений украинской стороны, до сих пор не решен принципиальный вопрос сертификации в отношении безопасности. "Украинские власти ожидают принятия окончательной позиции и обсуждения ее во время следующего раунда переговоров", — заявил Беррини.

Все это время основным препятствием для подписания договора о САП со стороны ЕС был технический вопрос несоответствия систем сертификации самолетов в ЕС и Украине. Киев настаивал на допуске на рынок авиаперевозок и работ в рамках САП части парка сертифицированных в Украине воздушных судов украинской регистрации (разработки Украины и СССР).

Но в ЕК настаивали на том, чтобы, согласно регламенту ЕС N216/2008, из украинского госреестра гражданских воздушных судов были выведены все не сертифицированные Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) воздушные суда. Антонову сертификация каждого типа самолетов может стоить не менее $40 млн в год.

В Госавиаслужбе и Министерстве инфраструктуры не один год тормозили заключение соглашения с Еврокомиссией, напоминает издание. Украина готовилась к подписанию договора Об открытом небе с декабря 2007-го и к 2011 году провела пять раундов переговоров, когда Борис Колесников (на тот момент — вице-премьер) внезапно заявил, что соглашение может быть подписано лишь в случае отмены Евросоюзом визового режима для украинцев. В ЕК возразили, что эти вопросы не связаны между собой. Однако процесс переговоров был возобновлен в прошлом году.