Украина теряет звание главной транзитной страны

"Укрзализныця" в сентябре ожидает самый низкий ежемесячный объем ж/д транзита за последние семь лет. Выходом может стать решение Кабмина о создании привлекательных условий для привлечения крупных российских и казахских грузоотправителей в морпорты
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Украина не может влиять на ситуацию на мировых рынках, строительство новых портов в России, политику Таможенного союза, но еще имеет все возможности вернуть утраченные позиции в сфере транзитных перевозок.

По оперативным данным, в сентябре текущего года ожидается самый низкий ежемесячный объем железнодорожного транзита за последние семь лет. Этот показатель составит 2,6 млн тонн, а предыдущий "рекорд" был зафиксирован месяцем ранее — 2,7 млн тонн.

Отметим, что для железнодорожного транзита характерны свои периоды пиков и спадов. Обычно пики приходятся на март, а наименьшие объемы фиксируются на летний период. Однако, если в прошлые годы ситуация с июня по сентябрь характеризовалась определенной стабильностью, то в этом году можно наблюдать устойчивое падение.

Так, показатели августа — сентября текущего года хуже, чем предыдущий наихудший показатель июня самого плохого 2009 года (объем железнодорожного транзит составил чуть более 3 млн тонн). При сохранении такой динамики 2012 год может стать наихудшим по этому показателю после 1999 года.

Хотя о том, что такое может произойти, неоднократно заявляли на разных уровнях даже в благополучные для транзита годы.

Главной угрозой эксперты называли планы России по развитию мощностей в Черноморско-Азовских портах. Самым опасным конкурентом для украинских МТП станет портовый комплекс Тамань. Планируется, что к 2015 году его мощность составит 30 млн тонн, а в перспективе увеличиться до 70 млн тонн. В июле через этот порт начала отгрузку нефти казахская "Тенгизшевройл". В результате по итогам сентября в Одесском порту был зафиксирован самый низкий за 15 лет показатель перевалки нефтепродуктов — 128,6 тыс. тонн, что почти в шесть раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

В 2011 году объем железнодорожного транзита нефти составил 15,8 млн. тонн. Несложно подсчитать, какой объем этого грузопотока потеряет Украина, когда нефтетерминал в Тамани заработает на полную мощность. В целом, за январь-сентябрь текущего года железнодорожный транзит сократился на 19,8% или на 7,7 млн. тонн.

"Таможенное проклятие"

Кроме того, свою роль в данной ситуации играет создание Таможенного союза. Особенно для транзита из Казахстана через Беларусь и на южные порты России — железнодорожный транзит через Беларусь тоже сократился. В январе-августе он снизился на 12,5% до 30 млн тонн. И лишь 25-30% общего транзита в последние годы приходится на перевозки через погранпереходы с Польшей (потенциальный объем для Украины). Примерно столько же на перевозки в Литву и далее транзитом в Калининградскую область. А основные объемы, а это примерно 40%, приходятся на перевозки в/из Латвии.

Если же посмотреть на ситуацию в пока основном конкуренте украинских портов — Новороссийском, то и у них за восемь месяцев произошел спад по таким основным позициям экспорта (а для Украины потенциального транзита), как руда и минудобрения.

Снижение спроса

Как видим, кроме порта Тамани и Таможенного союза третьей и главной причиной снижения объема железнодорожного транзита стал спад спроса на сырье и продукцию из основных стран происхождения транзитных грузов — РФ и Казахстана.

Тарифная политика "Укрзализныци" абсолютно конкурентноспособная: тарифы на транзитные перевозки адекватны и сопоставимы с их уровнем в странах СНГ и намного ниже, чем в соседних странах ЕС. К тому же для стимулирования определенных грузопотоков "Укрзализныця" предоставляет скидки. Так, в августе было принято решение о снижении до конца года стоимости перевозок мазута из РФ в Одесский и Севастопольский порты. Также была снижена стоимость на перевозку азотных удобрений в порт "Южный", а также на транзит цемента из Молдовы в РФ.

Результат. Считаем потери

В январе — августе основное падение наблюдается по таким грузам: нефть и нефтепродукты на 2,3 млн тонн (-20,9%), минудобрения на 1,5 млн тонн (-41,8%), руда железная на 1,4 млн тонн (-18%), каменный уголь на 684,9 тыс. тонн (-11,6%), химикаты на 371,1 тыс. тонн (-19,2%).

Об одной из причин сокращения транзита нефти на Одесский порт мы уже упоминали. Произошла также переориентация 1,2 млн тонн (-50,6%) мазута на российские порты. Кроме того, в июле — сентябре на заводе "Тенгизшевройл" проводились ремонтные работы, и в этом году уже нет транзита нефти из Венесуэлы на Беларусь.

Транзит минудобрений сократился из-за перепроизводства, образования избытков продукции на складах ведущих производителей, падения цен и все это на фоне снижения спроса. Основной причиной сокращения транзита руды является уменьшение перевозок продукции Михайловского ГОКа, поставки которого были переориентированы на внутренний рынок России.

Что делать?

Повлиять на ситуацию на мировых рынках Украина не в состоянии. Остается изыскивать внутренние резервы. К ним можно отнести совершенствование тарифной политики в части формирования сквозных тарифов, а также минимизацию возможностей для излишнего вмешательства контролирующих органов. Ведь наша страна теряет не только транзит из РФ. Как недавно заявил Леонид Костюченко, президент АсМАП, значительный объем грузов в контейнерах, ранее доставлявшихся в порты Украины, в последнее время перешел в Констанцу. А об увеличении квоты румынских "дозволов" пока договориться не удалось. Поэтому контейнеры из Констанцы в Украину и далее транзитом вывозят румынские автоперевозчики.

Однако, главным для возвращения транзита должно стать решение Кабмина о создании привлекательных условий для привлечения крупных российских и казахских грузоотправителей в морские порты Украины. Будь то приватизация, совместная деятельность, концессия или новое строительство.

В этом случае будут гарантированы стабильные грузопотоки, а железнодорожная инфраструктура Украины отвечает высоким стандартам.

По материалам "Транспортного бизнеса Украины"