Украинцы предпочитают супермаркеты рынкам

Количество покупок обуви и одежды, сделанных населением на рынках, упало с 71% в 2008 году до 53% в 2010-м. В то же время доля подобных товаров, приобретенных в фирменных магазинах, выросла с 28% в 2008-м до 38% в 2010 году
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

По данным исследования Comcon Ukraine, подросла она и в супермаркетах — с 12% в 2008-м до 16% в 2010-м.

Специалисты отмечают, что торговля дорогими товарами потребления (кожа, дубленки и т.п.) на рынках падает, а торговцы разоряются. Массово закрываются магазины, торгующие дешевым товаром, и открываются дорогие фирменные магазины, несмотря на кризис и падающий уровень доходов населения.

Многие наблюдатели отмечают, что Украина повторяет печально известный опыт Аргентины начала 1990-х, где людям, привыкшим жить на широкую ногу, пришлось после кризиса резко урезать свои расходы.

«Сегодня в Украине на рынке любых товаров происходит очень серьезное разделение общества с практически полным исчезновением среднего класса», — комментирует генеральный директор Украинской маркетинговой группы UMG Артур Герасимов.

В последнее время произошел скачок вверх, богатые начинают «подниматься», причем гораздо быстрее, чем те, кто находится в средине или внизу социальной лестницы. Кризис никак не отразился только на потреблении очень богатых, т.е. если у человека было 100 миллионов, а стало 50, это никак не отразилось на его повседневных расходах».

С наступлением кризиса средний и материально необеспеченный классы сразу же отказались от крупных покупок — квартир, машин и т.п., но не хотели экономить на продуктах питания, одежде, походах в места развлечений. Так было до лета 2009 года, когда у этих двух классов кончились сбережения и пришлось жить на одну зарплату. А поскольку в психологии украинцев есть тяга откладывать «на черный день», — то и меньше, чем на одну зарплату.

С 2010 года отмечается некая стабилизация и даже рост потребления, который начался сверху вниз. Правда неизвестно: дойдет ли этот рост до малообеспеченных граждан. В свете принятия нового Налогового кодекса и других непопулярных действий правительства это кажется маловероятным.