- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Утолили жажду: топ-5 производителей соков и вод
Рынок безалкогольных напитков (минеральная вода, сладкая газировка, холодный чай и энергетики) демонстрирует неплохие результаты. "Дно" пройдено, и спрос на указанные категории товаров медленно, но уверенно восстанавливается. По данным Госстата, за девять месяцев 2017 года было произведено 113 млн дал безалкогольных напитков, что на 17,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Минеральной негазированной воды было разлито на 6% больше, чем в 2016-м (35,1 млн дал). Производство газированной минеральной воды за год особо не изменилось — 59 млн дал.
Потребители радуют
Рынок безалкогольных напитков — один из немногих в сегменте продуктов народного потребления (FMCG), который динамично растет. В чем причина? "Этим летом в Украине нередко фиксировали аномально жаркую температуру воздуха, что привело к росту спроса на безалкогольные напитки", — говорит генеральный директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
"Погодный фактор оказывает влияние на уровень потребления в различных категориях продуктов, но каждой из них присуща своя специфика и динамика, поэтому тенденции на рынке в разных продуктовых категориях сложно обобщить. В категории "Напитки" этот фактор оказывает ощутимое сезонное влияние, что мы всегда учитываем при планировании и организации продаж. Однако, несмотря на прохладное начало сезона, уровень продаж в категории "Напитки" в первом полугодии 2017-го вырос по сравнению c аналогичным периодом прошлого года", — добавляет руководитель по корпоративным коммуникациям PepsiCo в Украине Алина Матковская.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaОтносительно небольшой рост цен — еще одна причина активизации продаж. В 2017 году, по данным Nielsen в Украине, средняя стоимость напитков выросла на 10,08% за литр, тогда как в 2016-м — на 31,65%. "За ростом рынка безалкогольных напитков в Украине стоят титанические усилия производителей, работающих в условиях инфляции и роста цен. Производители делают ставку на силу бренда, привлекательные ценовые предложения и новые вариации напитков в ответ на потребности отечественного потребителя и популяризацию культуры потребления", — считает руководитель отдела Nielsen в Украине по работе с производителями безалкогольных напитков, пива и молока Снежана Абдуллина.
Поставщики безалкогольных напитков усилили активность — подтверждает тенденцию владелец ресторанной сети Pizza Celentano в Киеве Максим Храмов. "К нам поступает много предложений о сотрудничестве от компаний, которые занимаются производством или продажей минеральной воды", — подчеркивает он.
Борьба за полку
Самым привлекательным каналом сбыта для производителей безалкогольных напитков является сетевая розница.
Снежана Абдуллина выделяет несколько причин, которые поясняют этот тренд. Во-первых, в традиционных каналах торговли цена растет быстрее, чем в сетевой рознице, а потребители предпочитают покупать напитки в более дешевом магазине. Во-вторых, ценовые акции, которыми стимулируют продажи в сетевых магазинах, переманивая потребителей из других каналов торговли. В-третьих, в супермаркетах, как правило, широкий и актуальный ассортимент, который имеет все большее значение для украинского потребителя.
Они, как правило, открывают свои торговые точки в жилых массивах, после чего основная масса несетевых конкурентов в этом районе вынуждена закрываться.
Сети пользуются растущей армией покупателей и расширяют ассортимент под собственной торговой маркой (private lable). Зачастую себестоимость ее производства из-за отсутствия маркетинговых затрат гораздо ниже по сравнению с продукцией именитых торговых марок, наценка которых может достигать 30%.
Ритейлеры выделяют для private lable хорошие места на полках магазинов, что позволяет увеличивать продажи. В сегменте энергетических и сладких газированных напитков продажи под собственными торговыми марками с апреля 2016 по март 2017 выросли в натуральном выражении на 22% и 32,8% соответственно, говорится в исследовании компании Nielsen.
Во второй половине года конкуренция на рынке безалкогольных напитков лишь ужесточится. Крупные игроки работают над новыми продуктами, ассортимент private lable расширяют и продовольственные сети. Значительно усилить свои позиции на рынке смогут только те компании, которые предложат клиентам оригинальный продукт.
Топ-5 производителей воды
Чистый доход |
Чистая прибыль |
||||||
№ |
△ |
Компания |
2016, млн грн |
2015, млн грн |
2016 рост, % |
2016, млн грн |
2015, млн грн |
1 |
0 |
Кока-Кола Бевериджиз Украина Лимитед |
4591 |
3793 |
21 |
47 |
-127 |
2 |
5 |
Малби Беверидж |
892 |
217 |
311 |
10 |
4 |
3 |
-1 |
Моршинский з-д минеральных вод "Оскар" |
739 |
662 |
12 |
59 |
76 |
4 |
-1 |
Красиловское |
482 |
483 |
0 |
22 |
23 |
5 |
-1 |
Миргородский з-д минеральных вод |
343 |
324 |
6 |
22 |
32 |
Топ-5 производителей соков
Чистый доход |
Чистая прибыль |
||||||
№ |
△ |
Компания |
2016, млн грн |
2015, млн грн |
2016 рост, % |
2016, млн грн |
2015, млн грн |
1 |
0 |
Сандора |
7068 |
6057 |
17 |
-415 |
-990 |
2 |
1 |
Витмарк-Украина |
1067 |
923 |
16 |
-26 |
-99 |
3 |
-1 |
Яблоневый дар |
516 |
1035 |
-50 |
-334 |
45 |
4 |
0 |
Динтер Украина Скала |
275 |
276 |
0 |
-10 |
-38 |
5 |
0 |
Эко-Сфера |
234 |
220 |
6 |
1 |
5 |