За украинцами, прилетевшими в ЕС, будут следить

Теперь европейские авиакомпании будут располагать личными данными о пассажирах и их передвижении

14 апреля 2016 года Европарламент в Страсбурге проголосовал за принятие системы сбора данных авиапассажиров (PNR). Теперь европейские авиационные компании должны будут передавать данные о пассажирах 27 странам Евросоюза.

Член Еврокомиссии по внутренним делам Димитрис Аврамопулос заявил в ходе состоявшихся накануне дебатов, что европейская PNR позволит службам безопасности выявлять и проводить более детальный поиск для распознавания потенциальных боевиков и террористов.

Партнер юридической фирмы Анте Андрей Гук объясняет, что теперь европейские авиакомпании будут располагать личными данными о пассажирах и их передвижении. По его словам, авиаперевозчик сразу будет предоставлять информацию европейским властям. "Это будет касаться всех украинских пассажиров, которые бронируют билеты у европейских авиаперевозчиков", — говорит Гук.

Сбор информации PNR будет проходить во время процедуры бронирования билетов и регистрации на рейс. Это будут данные о датах рейсов, маршрутах, а также адреса пассажиров, сведениях о багаже, оплате и другая информация.

Гук рассказывает, что украинцы должны понимать, что бронируя билет у европейского авиаперевозчика, они передают свои данные и попадают в общеевропейскую базу. "На украинских перевозчиков это требование распространяться не будет", — говорит эксперт. Впрочем, он не исключает, что в ходе развития отношений между Украиной и ЕС возможно дальнейшее присоединение к этой системе.

Аврамопулос в своем заявлении отметил, что защита персональных данных останется основополагающей. "Мы не хотим обмениваться информацией в ущерб основным правам человека", — сказал он. Еврочиновник также пообещал, что доступ к данным будет строго ограничен. В том числе ограничение периода их хранения сроком на полгода. Специальные ответственные лица будут осуществлять внутренний контроль за использованием данных.

"Этот шаг необходим в связи в возросшими угрозами безопасности в Евросоюзе", — говорит Гук. По его словам, в США эти требование более серьезные.

Теперь европейские авиационные компании должны будут передавать данные о пассажирах 27 странам Евросоюза, кроме Дании. Так как она в этом проекте не участвует.

Основатель и руководитель консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий рассказывает, что нововведение сильно на стоимости билетов не скажется. "Увеличиться стоимость может максимум на $1", — говорит Ланецкий.

По мнению Гука, есть вероятность, что в будущем эта система будет не востребована. Так как пять лет хранить данные о всех пассажирах и перевозчиках эта затратная вещь для Евросоюза. "Это не только техническое обеспечение серверов, но и безопасность данных. А вот утечка таких данных –страшная вещь. Это нарушение прав человека", — говорит Гук.