Зачем нужен корпоративный фонд?

«ДЕЛО» и Центр развития корпоративной социальной ответственности в Украине продолжают совместный проект. Раз в неделю, по пятницам, в рубрике «Социальные инициативы» эксперты центра отвечают на вопросы представителей бизнеса

Ответы публикуются в газете и на сайте delo.ua. Спрашивайте обо всем, что вас интересует по теме КСО. Вопросы присылайте на e_mail: [email protected], редактору рубрики Елене Гладских.


На вопрос Анастасии Горобец, координатора по КСО Metro Cash & Carry, отвечает руководитель Центра развития КСО в Украине Марина Сапрыкина.

«Расскажите о видах корпоративных фондов и об их менеджменте. Как формируется уставный фонд, кто входит в совет управления».

Корпоративный фонд следует создавать, когда компания рассматривает корпоративную благотворительность как долгосрочную инвестицию в определенные сферы жизни общества. Фонд создается в основном на средства одной компании, реже — нескольких.

Корпоративные фонды создаются для:

· укрепления репутационной составляющей компании;

· реализации долгосрочных программ инвестирования, направленных на развитие местных общин;

· возможности оградить операционную деятельность компании от множества запросов общественных организаций и создать более гибкую структуру, которая сможет оперативно реагировать на каждое обращение.

Для эффективного управления своими благотворительными программами компания может использовать следующие возможности:

· администрирование программ другими организациями, если компания ограничена в средствах или планирует инвестиции в очень специфической области. Например, благотворительными программами компании «Филипп Моррис» управляет фонд «Восточная Европа»; «ИСД» и ДТЭК поручали управление своими программами USAID;

· создание собственной общественной организации или агентства развития региона (как поступали BP в Англии или СУАЛ в России);

· создание корпоративного фонда компании. Важно отметить, что важной причиной создания корпоративных фондов в мире является использование законных налоговых льгот.

Основными бизнес-секторами, где создается больше всего корпоративных фондов, являются автомобилестроение, телекоммуникации, банки. Наиболее распространенным приоритетом деятельности фондов является образование, развитие местных общин, экология. Важно отметить, что приоритеты фонда должны соответствовать и бизнес-стратегии компании, именно поэтому тесное сотрудничество фонда с PR- и маркетинг-отделами компании обязательно.

Плюсы создания корпоративных фондов:

1. Усиление узнаваемости компании, ее влияния и репутации.

2. Связь инвестиции компании в общины с непосредственными бизнес-задачами организации.

3. Возможность получить поддержку и лояльность сотрудников через их вовлечение в те или иные проекты компании, включая финансовые пожертвования, а также обеспечивать их работой после выхода на пенсию.

4. Создание системы эффективного использования ресурсов и профессионального управления проектами (Центр социальных инициатив РУСАЛ).

5. Гибкое планирование благотворительной деятельности, возможность предусмотреть определенный процент прибыли, который компания отчисляет в фонд (средняя цифра по США — около 1% от прибыли).

6. Усиление прозрачности корпоративных благотворительных программ, что повышает доверие к самой компании.

Существуют и свои минусы создания корпоративных фондов.

А именно: необходимость административных расходов на содержание отдельной структуры, в том числе поиск и развитие персонала; необходимость полной прозрачности; возможность ослабления узнаваемости компании в аспекте корпоративной благотворительности и перенос этого аспекта на сам фонд, однако при правильной коммуникационной кампании этого можно избежать.

Если рассматривать вопрос управления фондом, то в правление фондов зачастую входят:

· топ-менеджеры компаний (это может быть не руководитель компании, а его заместитель, например, вице-президент;

· директора по направлениям бизнеса, которые соотносятся с приоритетами фонда, например, директор по развитию, директор по корпоративным клиентам, директор по человеческим ресурсам;

· представители влиятельных международных общественных организаций;

· представители компании в других регионах мира, например, представительство международной компании в Украине при создании фонда может включить руководителя компании в Германии или Франции;

· топ-менеджеры компаний-партнеров;

· руководители ассоциаций, куда входит компания, которая создает фонд.