Западные вузы готовят практиков

В Украине нет госпрограммы по поддержке образования своих студентов за рубежом. Ее запуск обсуждался на государственном уровне, и даже называлась цифра — 500 студентов в год

для реализации этих планов в бюджете не оказалось денег.

Чаще всего украинцы поступают на программы, которые существуют при посольствах. Самые популярные:  американские — им. Фулбрайта и Е. MUSKIE, немецкие программы DAAD, французская «Кампюс Франс». В компании Horizon Capital работает много выпускников программы E. MUSKIE, которые получили стипендию и имели возможность учиться в университетах США. «Они вернулись более мотивированными, — отмечает управляющий партнер компании Horizon Capital Наталья Яресько.  —  У них есть видение того, как использовать имеющиеся возможности эффективно и с пользой.  Такие сотрудники мыслят более открыто и креативно. Они получили навыки публичных выступлений и лидерства, которые так необходимы для профессиональной работы».

По словам Михаила Харенко, партнера юридической фирмы «Саенко Харенко» (одна из ведущих юридических фирм Украины, специализирующаяся на сопровождении сложных международных финансовых и M&A-сделок), он всегда с интересом смотрит на соискателей, имеющих LLM западного вуза. Сам Михаил Харенко получил степень LLM в Колумбийском университете.

Читайте также: Как родители относятся к внешнему тестированию школьников
Многие юристы фирмы имеют как диплом национального вуза, так и степень LLM. Как правило, они учатся в университетах США или Великобритании. «Там они получают знания англосаксонской системы права и понимание принципов работы иностранных компаний. Это очень помогает им при сопровождении сложных международных сделок», — говорит Михаил Харенко. Он считает, что лучше продолжать обучение за границей, после того как за плечами есть опыт работы и четкое определение будущей специальности, а не сразу после получения украинского диплома.

Сколько это стоит

Лишь единицы из украинских студентов, которые учатся за рубежом, оплачивают образование личными средствами. Чаще всего они выигрывают гранты, которые финансирует государство принимающей стороны. Но при этом, по условиям тех же, например, американских программ, грантополучатель не может выбрать вуз, в котором хотел бы учиться. И здесь возникает проблема качества того вуза, где сможет получить образование украинский студент. «На первом месте должен стоять не вопрос стоимости образования, а его качества, — уверена народный депутат, глава парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталия Королевская. — Украинские вузы превосходят учебные заведения где-нибудь в Оклахоме или Айдахо, потому финансировать обучение в таких заведениях специалистов  по госуправлению, да и по любой другой специальности, нет никакого смысла».

Обеспечить финансирование студенты могут, выиграв стипендию, — такие гранты существуют во многих престижных университетах.

Одного-двух сотрудников в год отправляют учиться за границу успешные компании, полностью или частично финансируя обучение. Но, тем не менее, проблема финансирования является одной из главных. Так, из 5-6 украинцев, ежегодно поступающих в вузы США, Канады, Великобритании, к учебе приступает только один человек. Остальным не удается найти необходимые средства. 

Практики требуют практиков

Наталия Королевская считает: в новом, послекризисном мире, где интенсификация производства и новые технологии будут играть ведущую роль, Украина, для того чтобы выжить, должна нарастить свой интеллектуальный потенциал. «А для этого надо поступить, как японцы, которые взяли из западной системы все самое лучшее, адаптировали к внутренним реалиям и создали собственную улучшенную модель образования», — предлагает нардеп.

Главное отличие выпускников украинских вузов от западных в приобретении практических навыков. Специалистов, получивших образование за рубежом, отличают подход к ведению переговоров, организации рабочего дня. «Такие специалисты больше ориентированы на результат, а не на процесс, хорошо оперируют цифрами, а не эмоциями», — говорит Инна Иванова. 

Читайте также: Университет им. Шевченко стал лучшим вузом Украины  
«Наше образование дает довольно хорошую базу, — считает Михаил Харенко. — Однако качество национального образования страдает из-за слабой практической составляющей. В США, например, учебный процесс очень динамичен и построен на интерактивном общении между студентами и преподавателем. Навыки практического применения полученных знаний студентам передают, моделируя реальные ситуации, так называемые кейсы».