Здоровье вопреки: как чувствуют себя спортклубы в кризис

Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, индустрия фитнес-услуг не утратила своих позиций. В качестве "антикризисных" мер она выбрала путь к европеизации, экономии и углублению диверсификации спроса
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Согласно данным аналитической группы Pro-Consulting, количество помещений для занятий спортом в Украине ежегодно сокращается. Так, согласно данным группы, по состоянию на 2013 год количество помещений для физкультурно-оздоровительных занятий в стране сократилось на 64 единицы (до 16 394), спортивных залов — на 43 (до 17 161), а бассейнов — на три (до 552), — пишет "ТОП-100. Крупнейшие медицинские компании Украины".

"Закрываются в основном залы еще советского образца, а также залы, расположенные в подвальных помещениях и не соответствующие нынешним стандартам", — объясняет данную тенденцию Серафима Русинович, начальник отдела анализа рынков аналитического департамента Pro-Consulting.

Объем украинского рынка фитнес-услуг оценивался аналитиками в $675 млн по состоянию на конец 2012 года (из них $210 млн приходятся на столицу). "При этом отмечается тенденция ежегодного роста рынка, несмотря на кризис", — говорит Серафима Русинович.

Динамика оптимизма

Любой рынок чутко реагирует на социально-экономические изменения в стране, и рынок фитнес-услуг — не исключение. По словам Мирослава Дутчака, доктора наук по физическому воспитанию и спорту, профессора, первого проректора Национального университета физического воспитания и спорта Украины, события последнего года в стране привели к ряду проблем на рынке. Во-первых, военные действия в Донбассе (отметим, что в Донецке находилось самое большое количество фитнес-клубов в Украине после Киева) парализовали рынок услуг региона, а клубы в оккупированном Крыму отрезаны от материковой Украины. Во-вторых, снизилась платежеспособность населения, а девальвация гривни привела к повышению стоимости импортного оборудования для фитнес-клубов (тренажеры, инвентарь). В-третьих, выросли расходы на эксплуатацию клубов (отопление, водо- и электроснабжение). "Все эти проблемы заставляют фитнес-клубы менять свою ценовую политику, проводить сокращение расходов, максимально использовать маркетинговые возможности привлечения клиентов (акции, скидки, дополнительные услуги). "При этом рынок фитнес-услуг не остановился в своем развитии, открываются новые клубы не только в Киеве — Sky Fitness, "Подольский", "Царский", Fitcurves, Fitness Life и др., но и в пригороде — EuroGym (Вишневое), "София-Sport" (Софиевская Борщаговка)", — отмечает Мирослав Дутчак.

В Украинской фитнес ассоциации также оптимистично смотрят на процессы, происходящие в индустрии."Были случаи закрытия небольших фитнес-клубов, но чаще всего это было связано со взрослением рынка и необходимостью соответствовать месту и времени, — объясняет вице-президент ассоциации Вадим Гуменюк. — Но даже в таких случаях никто оборудование не выбрасывает, а перепродает его или открывает новые клубы". По его словам, закрытие клубов игроки рынка стремятся не афишировать. Два года назад с киевского рынка ушла сеть Gold Gym, а Sport Life в киевском жилом массиве Радужный закрыли под предлогом реконструкции. Однако, говорит эксперт, это в основном происходит с маленькими клубами: "Отдельно такую статистику мы не считаем. Очень грустно, когда у твоих коллег возникают сложности. Между игроками фитнес-индустрии конкуренции нет, наш конкурент — это человеческая лень и неосведомленность граждан".

Как отмечает Вадим Гуменюк, в 2015 году следует ожидать открытия бюджетных клубов с невысоким размером инвестиций и достаточным спросом на услуги — фитнес-рынок Украины будет двигаться в сторону прагматизма по европейскому образцу. "В Европе большие мультиспортивные клубы с бассейнами — редкость. А те, что есть, чаще всего построены за средства местных общин и переданы на льготных условиях специализированным управляющим компаниям, — рассказывает вице-президент Украинской фитнес ассоциации. — Основу европейского рынка составляют так называемые "сухие" фитнес-клубы с тренажерными залами, групповыми программами и зоной CrossFit. Самыми же успешными являются сети эконом-класса — европейцы давно привыкли жить в режиме постоянной экономии. Многих наших соотечественников удивляет, что заплатив за абонемент в такой клуб, нужно дополнительно платить за пользование душем и феном".

По словам Вадима Гуменюка, сейчас стали популярны инвестиции украинских бизнесменов в открытие клубов в Европе. В качестве примера он приводит украинско-итальянский проект сети лоукост-клубов LaVinci Fitness, который был начат в качестве персонального бизнеса, а сейчас бурно развивается как франчайзинговый проект для инвесторов из Украины и стран СНГ на территории Италии. В планах LaVinci Fitness — открыть 15 клубов в ближайшие три года.

Спрос на углях экономии

Сам спрос на спортивные услуги в Украине все еще остается далеким от мировых показателей (например, в США 20% населения являются постоянными членами спортклубов). По словам Серафимы Русинович, более 70% украинцев вообще не посещают спортивных центров и не занимаются фитнесом.

"Только 11% жителей Украины посещают фитнес-центры (1,8% посещают их ежедневно, 9,3% — несколько раз в неделю). Доля жителей страны, которые посещают спортивные клубы несколько раз в месяц или реже, составляет только 9,3%", — констатирует начальник отдела анализа рынков аналитического департамента Pro-Consulting.

По мнению аналитиков, основные потребители фитнес-услуг—– украинцы 27-45 лет с высшим образованием, средним или выше среднего уровнем доходов. Мужчины занимаются спортом немного чаще, чем женщины — они составляют 54,8% постоянных клиентов фитнес-центров страны.

"Регулярными клиентами спортивных центров остаются студенты и учащиеся — 32,2%. При этом украинцы предпочитают заниматься в спортклубах в вечернее время после рабочего дня (19.00)", — добавляет Серафима Русинович.

Основная масса клиентов фитнес-центров — жители крупных городов. "Так, 10,4% всех посетителей спортклубов составляют жители Киева, еще 28,7% приходятся на украинцев, проживающих в городах с населением более 500 тыс. человек. "В мегаполисах (Киев, Львов, Одесса, Днепропетровск и др.) большую часть клиентов охватывают крупные сети, такие как "Спортленд" и SportLife. В столице активно развиваются и другие сети, например, Fitcurves, Fitness Life и другие. В то же время в небольших городах преобладают небольшие спортклубы, — рассказывает Мирослав Дутчак и добавляет: — Предпочтение клиенты, прежде всего, отдают сетевым клубам, ведь они предоставляют гарантированный сервис и широкий спектр услуг (тренажеры, аэробика, плавание, детский фитнес)".

В то же время в Украинской фитнес ассоциации обращают внимание на своего рода "миграцию" клиентов. "Те, кто никогда не занимался, с большей легкостью идут в семейные клубы, где много услуг. Те, кто занимается давно, уже могут точно сформулировать, что именно им нужно, и пойти в специализированную студию Pilates, CrossFit или просто спортклуб у дома", — объясняет Вадим Гуменюк.

Мирослав Дутчак, в свою очередь, отмечает еще одну особенность выбора между разными форматами клубов: "Приоритетом в выборе элитных клубов является уровень сервиса и услуг. Демократичные клубы выбирают, исходя из территориальной близости и ценовой политики клуба, а также предложений по скидкам и рассрочкой платежей".

Ценовая политика — между Сциллой и Харибдой

По данным Pro-Consulting, в 2014 году цены на услуги культуры, отдыха и спорта в Украине выросли на 4,3% по сравнению с 2013 годом. Как отмечают в Украинской фитнес ассоциации, в прошлом году часть игроков рынка подняли цены на свои услуги на 10% и более, в то время как другие оставили их без изменений.

В текущем году Вадим Гуменюк прогнозирует усиление стремления украинских потребителей экономить. "Экономия коснется всех статьей семейных бюджетов, поэтому ожидаемо, что клиенты спорт-клубов также будут стараться экономить. Похожая тенденция наблюдалась после кризиса 2008 года в странах Южной Европы, когда такие клубы, как английская сеть Fitness First, ориентированная на заработок от продаж дополнительных услуг, была вынуждена покинуть рынки Италии и Испании", — говорит вице-президент Украинской фитнес ассоциации.

Эту тенденцию подтверждает и Мирослав Дутчак. По его словам, на украинском рынке наблюдается снижение доли клиентов, пользующихся дополнительными услугами фитнес-клуба (массаж, персональные тренировки, услуги бара).

При этом резко увеличилось количество посетителей, выбирающих месячное членство в клубе, а не годовое. "Благодаря некоторым сетевым дискаунтерам, предлагающим "маркетинговую" стоимость занятий от 100 грн/мес., единственной причиной, почему человек не посещает спортклуб, может быть только лень, — утверждает глава Украинской фитнесс ассоциации. — Помесячная оплата — одно из необходимых условий популяризации фитнеса среди населения. В Европе, например, помесячная оплата предоставляется при подписании годового контракта через финансовое учреждение (банки выдают клиенту обычный кредит, процент по которому гасит спортивный клуб, давая скидку), таким образом, клуб разделяет с клиентом банковские риски".

Законодательные дыры

Такой низкий уровень заинтересованности в спорте и фитнесе среди украинцев участники рынка списывают на отсутствие единой государственной политики. "Инициативная группа при Министерстве по делам семьи, молодежи и спорта разработала проект закона "О физической культуре и спорте", — рассказывает Вадим Гуменюк. — Этот закон кардинально меняет роль государства в популяризации спорта и предполагает внесение около 800 поправок в различные законы и подзаконные акты. Однако на сегодняшний день он заблокирован консерваторами на различных уровнях власти, поэтому понадобится политическая воля и поддержка общественности для реформирования инфраструктуры массового спорта в Украине. Ну а пока нет поддержки от государства, все спортивные заведения будут жить в режиме экономии, где у небольших клубов с хорошей пропускной способностью шансов быть эффективными больше".

Мирослав Дутчак объясняет, что украинское законодательство не предусматривает преференций по налогообложению, предоставлению в аренду помещений и земельных участков на льготных условиях, снижение тарифов на коммунальные услуги для спортивных заведений Украины. Это, в свою очередь, существенно тормозит развитие индустрии и ставит небольшие клубы в ситуацию "на грани", таким образом оказывая своеобразное влияние на структуру всего рынка. "В Италии благодаря законодательству, стимулирующему открытие массовых спортивных клубов, прибыльность подобного бизнеса может достигать 25-30%, а это значительно выше, чем в других сферах бизнеса, где прибыльностью составляет 7-10%, — резюмирует Вадим Гуменюк. — Если не создавать подобных условий для массового спорта в Украине, то ожидать роста или даже стабильности в ближайшие несколько лет не придется".

Рейтинг украинских спорт-клубов по уровню дохода за 2013 год

Δ

Фитнес-центры

Чистый доход

Чистая прибыль

Персонал

2013, млн грн

2012, млн грн

2012, рост, %

2013, млн грн

2012, млн грн

2013, человек

2012, человек

2013, рост, %

1

1

Спортивно-оздоровительный комплекс "Монитор" (ТМ "5 элемент")

49,007

50,302

-2,57

2,815

0,252

404

-

-

2

-1

Фирма "Инор" (ТМ "Гран-при")

46,862

58,062

-19,29

10,634

3,431

92

-

-

3

1

Sport Life (три юрлица)

38,330

30,584

25,33

-2,557

-7,660

285

28

917,86

4

-1

Социс (спортивный комплекс "Олимпийский")

17,984

41,379

-56,54

-0,368

-13,554

195

81

140,74

5

1

Форум красоты (ТМ "Леонардо")

17,367

14,766

17,61

0,105

0,077

27

122

-77,87

6

2

Аквариум

13,637

11,325

20,42

0,584

-2,259

183

-

-

7

0

Компания "Софийский"

12,853

12,754

0,78

-0,236

0,322

132

122

8,20

8

1

Металлург Юга (ТМ "Водолей")

10,242

9,710

5,48

-3,736

-4,913

105

-

-

9

1

Спорт-Стандарт (ТМ "Триумф")

9,859

8,673

13,67

-1,530

-2,7 05

73

-

-

10

1

Форс С

9,247

7,054

31,09

-14,764

-2,859

151

-

-

11

-6

Арк СПА

9,196

18,502

-50,30

-0,263

-4,399

128

158

-18,99

12

3

ПФ-У

7,764

3,691

110,33

0,823

-2,955

76

50

52,00

13

3

Эмблер (ТМ "Страйк")

6,027

2,811

114,41

-3,224

-1,861

59

7

742,86

14

-2

Школа плаванья и здоровья

5,906

5,013

17,81

0,544

0,110

73

86

-15,12

15

7

Культурно-спортивный клуб "Маяк"

3,943

1,951

102,12

-0,449

-0,328

35

-

-

16

-2

Атлетический клуб

3,465

3,791

-8,60

-0,301

-0,126

55

-

-

17

2

Энвил-Спорт

2,980

2,542

17,23

-0,279

-0,586

29

-

-

18

0

Спортивный клуб "Олимп"

2,939

2,578

13,99

-0,044

-0,195

16

-

-

19

-2

Оздоровительный центр "Фитнес-клуб "Атлетик"

2,708

2,612

3,68

-0,162

0,078

43

41

4,88

20

-7

Леон

2,423

4,647

-47,87

-1,352

-0,959

23

24

-4,17