Железная руда: второй фронт для власти или реальная угроза ГОКам?

Горнодобывающие предприятия Украины предлагают украинской власти пересмотреть механизм формирования рентных платежей. Их настойчивость напоминает поведение энергетиков, требующих повышение тарифа для тепловой генерации. Однако следует помнить, что за последний год экономика ГОКов радикально изменилась в худшую сторону

На прошлой неделе руководители предприятий железорудной отрасли, профильных объединений и ассоциаций провели круглый стол на тему "Плата за недра: Украина в контексте мировой практики". Основными выводами стало утверждение, что данный сегмент горно-металлургического комплекса находится в крайне тяжелом состоянии, поэтому необходимо пересмотреть механизм формирования рентных платежей для добывающей промышленности. Открытое письмо к Президенту, правительству и главам профильных комитетов Верховной Рады Украины подписали представители большинства крупнейших отечественных железорудных компаний — трех ГОКов "Метинвет Холдинга", двух ГОКов Ferrexpo, ПАО "Южный ГОК" и ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог".

По словам участников круглого стола предпосылками для сложившегося положения дел стало резкое снижение стоимости ЖРС на мировых рынках, а также увеличение ренты на добычу полезных ископаемых в Украине, произошедшее за последний год. Первая волна недовольства горняков поднялась еще в прошлом году, после того, как Верховная Рада Украины увеличила сначала до 5%, а затем и до 8% ставку рентной платы за пользование недрами при добыче железной руды. Но весной текущего года представители горнодобывающей промышленности "забили в набат". По данным "Метинвест Холдинга", рентный платеж на 1 т руды в Украине сегодня находится в районе $3,5 и достигает 6,9% от чистого дохода украинских компаний.

"Метинвест Холдинг" Рината Ахметова — крупнейшая горнодобывающая компания Украины. Поэтому заявления горняков чем-то напоминают недавние разборки между Минэнергоугля и энергетиками, пожелания которых относительно стоимости украинского угля и тарифа на тепловую электроэнергию, озвучивали менеджеры ДТЭК (тоже принадлежит Ахметову). В этом случае также говорится о тысячах рабочих мест и налогах. Но у рудокопов ситуация несколько сложнее, так как не только они, но и их коллеги по всему миру столкнулись с резким удешевлением руды. Если в начале 2014 года стоимость 1 т железорудного концентрата в портах Китая превышала $130, то к апрелю 2015 года этот показатель уменьшился до $47-48. Рынок КНР является основным индикатором для всего мира.

"К такому падению привело сочетание ряда факторов. Базисный фактор заключается в том, что предложение руды на глобальном рынке увеличилось значительно больше, чем того требует увеличение спроса на руду. Второй фактор — курсовые разницы. Два ключевых игрока (Австралия и Бразилия — ред.) переживают девальвацию своих валют к американскому доллару. Как следствие внутренние издержки в валюте контракта становятся ниже. Я бы еще добавил снижение операционных издержек, например, связанных со снижением стоимости нефти", — рассказал в интервью Ducascopy TV директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк.

По словам аналитика ИК Concorde Capital Романа Тополюка у украинских предприятий производственная себестоимость 1 тонны концентрата составляет $20-25, окатышей — около $35-37. Однако при поставках в КНР необходимо учитывать дополнительные затраты — около $12 морской фрахт, $5 на перевалку и другие расходы. "При текущей цене производители концентрата балансируют на грани безубыточности", — рассказывает Тополюк. Об этом же говорит и генеральный директор ООО "Метинвест Украина" Юрий Рыженков: "Наши горнорудные активы сейчас балансируют на точке безубыточности, они в шаге от того, чтобы стать убыточными. Любое движение на внешних рынках или повышение тарифов на железнодорожные перевозки — и серьезная доля горнорудных активов Украины станут убыточными".

Похоже, что украинские рудокопы, делая громкие заявления, решили сыграть на опережение, так как в начале апреля аналитики крупнейших мировых инвестбанков пересмотрели прогноз стоимости железной руды в сторону понижения. Так, в Citigroup в ближайшие годы ожидают падения котировок ниже $40 за тонну. По мнению аналитиков банка, в текущем году железная руда в среднем будет стоить $45 за тонну (ранее ожидалось $58 за тонну), а в следующем — $40 за тонну. Ожидания на 2017 год уменьшены до $39 за тонну. Аналитики JPMorgan Chase & Co. (США) считают, что в этом году руда в среднем будет стоить $51 за тонну, что на 20% ниже предыдущего прогноза. Прогноз на 2016 год снижен до $50 за тонну. "Наши аналитики не ожидают сокращения добычи руды крупными компаниями в ближайшее время, что отчасти связано с их опасениями потерять долю на рынке. Более того, падение цен вызвано ожиданиями резкого роста предложения этого сырья", — говорится в обзоре JPMorgan. Не отстают от коллег в Goldman Sachs. Эксперты не просто ухудшили ценовой прогноз, но и ставят под сомнение существование отрасли в ее нынешней конфигурации. По оценкам Goldman Sachs, средняя цена железной руды в текущем году составит $52 за тонну. Прогноз на 2016 год, когда производство этого вида сырья достигнет пика, ухудшен до $44 за тонну. В 2017 и в 2018 годах железная руда будет стоить в среднем $40 за тонну, что на 33% хуже предыдущей оценки.

Если озвученные прогнозы подтвердятся, то отечественные горнодобывающие компании рискуют, как минимум, вылететь с международного рынка ЖРС. Это объясняется не только себестоимостью добычи и обогащения, но и более низкими качественными характеристиками сырья в сравнении с австралийской и бразильской продукцией. ГОКи Украины практически наверняка сохранят за собой внутренний рынок, на который отправляется лишь часть продукции. А вот что делать с излишком мощностей — большой вопрос. "Впервые за многие годы возник реальный риск прекращения работы горно-обогатительных комбинатов со сложными горно-геологическими условиями добычи", — говорится в открытом письме рудокопов. "Если цены опустятся ниже себестоимости и сохранятся на этом уровне в течение продолжительного периода, вполне возможно сокращение производства концентрата", — предполагает Роман Тополюк.

Сейчас каждый дополнительный доллар, относимый на затраты, играет в пользу иностранных конкурентов. В открытом письме, в частности, отмечается, что российские производители ЖРС, имеющие доступ к более дешевым энергетическим ресурсам и значительно меньшую налоговую нагрузку по оплате за недра, уже вытесняют украинские компании с традиционных рынков сбыта продукции (Китай, СНГ, центральная и восточная Европа). Пожелания ГОКов могут быть вполне обоснованы, но это нужно оперативно подтвердить. И сделать это должны профессиональные эксперты, которые не будут зависеть от отраслевых игроков, а сами смогут разобраться во всех рыночных и не рыночных нюансах.