7 советов малому бизнесу от CEO Deloitte Андрея Булаха

28 ноября прошла еще одна менторская встреча в рамках проекта СЕО4U. Ментором стал управляющий партнер Deloitte Украина Андрей Булах, менти — со-основатели бренда Woolkrafts Олег Михайлов и Ярослав Яковенко

Компания Woolkrafts занимается выпуском дизайнерских пледов. Их продукт смело можно назвать Product of Ukraine — все, от материалов до производства и дизайна, делается в Украине. За два с половиной года о компании услышали многие. Она выпустила пять коллекций пледов, реализовала более двух десятков корпоративных заказов, расширила сеть продаж до 30+ магазинов по всей Украине, вышла на международные рынки и даже вызвала интерес у инвестиционного фонда. Основной их целью в проекте СЕО4U стал выбор стратегического вектора развития: покупать ли производственные мощности, выходить ли в массовый ритейл, как расширять команду единомышленников?

Найти ответы на эти вопросы им помогал ментор — управляющий партнер Deloitte Украина Андрей Булах. По результатам встречи он выделил 7 советов, которые могут помочь не только Woolkrafts, но и другим малым бизнесам.

1. Думайте о том, какую ключевую потребность закрывает клиент, покупая ваш товар. Как она со временем может трансформироваться? Будете ли вы готовы к таким изменениям?

2. Выделяйте ДНК вашего бренда и вашего бизнеса. Определите, ради чего вы его создаете и какие цели перед собой ставите, что является его конкурентным преимуществом по отношению к остальным. Если суть вашего бизнеса заключается в том, чтобы доставлять положительные эмоции с помощью качественного продукта, произведенного в Украине, то не отходите от нее. И доносите эту идею клиенту. Помните, что иногда ваш бизнес со стороны выглядит совсем не так, как вы себе это представляете.

3. Ваши ценности должны проявляться в каждом вашем бизнес-решении. Если вы позиционируете себя как нишевый продукт, то будьте готовы отказаться от сотрудничества с массовым ритейлом. При этом важно понимать, что не все ваши достоинства будут одинаково оцениваться разными потребителями. Позиция Made in Ukraine хорошо действует на внутреннего потребителя, однако для внешних рынков это вряд ли станет сильным аргументом. Клиентам в США скорее всего будет все равно, сделан продукт в Украине или в Бангладеш — для большинства из них важны совершенно другие аспекты, такие как качество или, например, дизайн. Важно понимать, на какие из конкурентных преимуществ делать ставку в каждом конкретном регионе.

4. Растите своих преемников уже сейчас. Сегодня вы почти все делаете самостоятельно — задумайтесь о том, кто будет делать всю эту работу завтра. Только освободив личное пространство для роста, вы сможете сосредоточится на новых задачах и целях.

5. Не бойтесь заглядывать в далекое будущее — это очень полезно. Как в 2050 году будет выглядеть ваш продукт, будет ли в нем необходимость, трансформируется ли он в нечто иное? Какой будет спрос на ваш продукт в 2020 году, сильно ли он изменится, что будут хотеть покупатели? Однозначно вы не сможете дать точные ответы на эти вопросы, но они могут вас подтолкнуть к решениям, которые вы сможете предложить рынку уже в ближайшем будущем.

6. Оцените свои нынешние бизнес-потребности. Все ли они сделают ваш бизнес лучше? Важны ли они для вашего клиента и смогут ли они увеличить добавленную стоимость продукта? Стоит ли открывать новый офис или лучше инвестировать в производственные мощности? Не ударит ли это по вашей рентабельности? В таких вопросах всегда стоит действовать рационально.

7. Если ваш продукт сезонный — расширяйте линейку смежными несезонными продуктами. Это позволит сгладить пики и добавит стабильности вашим продажам. К примеру, если вы производите пледы, скорее всего, они будут востребованы в первую очередь осенью и зимой. Создайте решение для новорожденных, чтобы обеспечить спрос на продукцию в течение всего года.

В конце сессии участники договорились провести еще одну встречу через месяц для того, чтобы обсудить новую стратегию развития компании Woolkrafts.