Бизнес-ангел Яника Мерило: "Эволюция в бизнесе не добровольная, нужна конкуренция и другие подталкивающие силы"

Яника Мерило, венчурный инвестор и основатель клуба бизнес-ангелов о том, чего не хватает украинским предпринимателям, и почему нужно участвовать в международных конкурсах, даже если шансы на победу невелики
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Яника Мерило не просто так стала одним из членов жюри конкурса "The Venture" от CHIVAS REGAL. Будучи одним из опытнейших венчурных инвесторов в Европе, летом этого года она переехала из Прибалтики в Украину и создала клуб бизнес-ангелов, которые ищут и финансируют на этапе становления наиболее перспективные украинские стартапы. За последние месяцы через руки Яники прошли десятки бизнес-планов, и один стартап даже получил инвестирование от нее, как от частного инвестора. Яника уверена — украинским предпринимателям непременно нужно принимать участие в международных конкурсах. Может быть даже не столько ради денежного приза, сколько ради "оздоровительной конкуренции" с участниками из других стран.

Яника, в проекте Chivas Regal "The Venture" бренд в первую очередь отбирает социально-ответственные бизнесы. По вашим наблюдениям — насколько украинские предприниматели обращают внимание на такую составляющую своего бизнеса, как соцответственность? Многие ли задаются вопросом — зачем я вообще это делаю, кроме зарабатывания денег?

Есть разные предприниматели и инвесторы. Крупные корпорации стараются больше помогать, решать важные для них социальные проблемы, что касается малых и средних предприятий, их приоритет — выживание. И это понятно — спаси себя, чтобы потом помочь другим. Как в самолете — сначала надень кислородную маску на себя, потом на других. Конечно, есть предприниматели, которые с самого начала ставят себе целью решить какую-то социальную проблему, и есть даже хакатон SocialBoost. Но при текущих показателях экономики Украины гораздо актуальнее выживание своего бизнеса.

Чего, на ваш взгляд, не хватает украинским предпринимателям для конкуренции с коллегами из других стран? А в чем, наоборот, их сильные стороны?

На рынке уже есть бренды, в том числе "Рошен", которые совершенно конкурентоспособны и на европейском рынке, но большинство из них зациклены на местном рынке и это ограничивает их развитие. Многие привыкли ввиду разных причин думать в масштабах Украины, вместо того, чтобы сосредоточиться на выходе на новые рынки. А без того, чтобы сосредоточиться, готовиться и желать, точно ничего не получиться. Иногда проблема в высокой конкуренции на европейских рынках, но я думаю, что препятствие скорее в желании, умении подать и продать в интересном формате свой продукт потребителям других рынков. Это касается даже технологий. В начале 2000-х в Эстонии создали Skype, который не был единственным продуктом на рынке и если бы не продажа, пиар и маркетинг, я не уверена, что Skype был бы сегодня в Эстонии в том виде, в котором есть сейчас. Вообще, я считаю, что сейчас очень хороший и правильный момент для Made in Ukraine, так как многие хотели бы поддержать Украину, но не совсем понимают, как это сделать.

Вы рекомендовали бы предпринимателям участвовать в таких конкурсах? Ведь объективно шансы на выигрыш в мировых конкурсах не очень высоки. Так стоит ли?

Я рекомендую обязательно принять участие. Такие конкурсы, кроме возможной финансовой поддержки, дают уникальный опыт и возможность получить оценку и обратную связь от профессионалов. И с другой стороны — эволюция и развитие и в бизнесе, и в большинстве других отраслей не добровольная, нужна конкуренция и другие подталкивающие силы. Подобный проект — это возможность и для самого предпринимателя поработать над своим продуктом и усовершенствовать его в процессе обратной связи и разных задач.

Когда вы сами отбираете бизнесы для инвестирования, на какие аспекты вы в первую очередь обращаете внимание?

Я в первую очередь смотрю, какую проблему решает данный продукт или услуга и какая команда будет ее решать. Это реальная проблема или придуманная? Может кто-то уже удачно решает ее? Почему именно эта команда решит ее? В последнее время у меня выходит так, что мои проекты сосредоточены либо в сфере, которую я очень хорошо понимаю, либо направлены на развитие экосистемы Украины и во многом сознательно некоммерческие (BrainBasket, ассоциация "ангелов" UAngel, ассоциация международных инвесторов UVCA и т. д.).

Чему в первую очередь нашим предпринимателям стоило бы поучиться, попав в Силиконовую долину? С кем бы вы рекомендовали встретиться в любом случае? Почему?

Как правильно представить себя и продать взаимовыгодно инвестору, который будет верить и поддерживать развитие бизнеса. Если бы была такая возможность, я обязательно встретилась бы с Steve Jurvetson. Он, кроме того что очаровательный человек, один из ведущих венчурных инвесторов и визионеров.

Напомним, с 1 октября украинские предприниматели смогут принять участие в глобальном конкурсе "The Venture" от CHIVAS REGAL, поборовшись за грант в 1 миллион долларов

Украинские предприниматели смогут принять участие в глобальном конкурсе "The Venture" от CHIVAS REGAL, поборовшись за грант в 1 миллион долларов

Источник: https://delo.ua/businessman/chivas-regal-gotov-otdat-1-mln-dollarov-socialno-otvetstvennym-280603/ © delo.ua