CEO4U: Чему глава Red Bull Татьяна Лукинюк готова научить украинских предпринимателей

СЕО Red Bull Украина о том, как менторство позволяет эволюционировать, как Украине провести декоммунизацию в предпринимательстве и как малые игроки задают тренды для большого бизнеса

Глава Red Bull Украина Татьяна Лукинюк пришла в продажи из маркетинга, где отработала до этого 11 лет. 8 из них — в маркетинг-менеджменте, поэтому к обучению коллег Татьяне не привыкать. Когда же она попала в продажи, оказалась скорее в роли менти — пришлось многому обучаться с нуля. Сама Лукинюк довольна экспериментом, хоть sales — это ежедневная работа, тактическая, сфокусированная на ежедневных задачах и победах, а маркетинг — это о будущем, долгосрочном периоде. Такая резкая смена сфер деятельности дала ей новый опыт. И им в том числе СЕО Red Bull готова делиться в проекте CEO4U.

Почему вы готовы вкладывать свое время и свою экспертизу в менторство? Одно дело — менторить кого-то, кого растишь себе. Другое — когда кого-то абстрактного на рынке.

Это решение — результат моей внутренней эволюции, пути от специалиста к менеджеру, а после — к желанию делиться знаниями. Я заработала опыт, который может быть полезен другим. Начался опыт менторства с сотрудников, в которых я видела потенциал, потом появились студенты. Менторство оказалось процессом невероятно увлекательным. Мне нравится видеть процесс эволюции, который происходит при менторстве. Когда приходит кто-то зеленый, с ограниченным количеством знаний, но потенциальный, а потом превращается в структурного, зрелого, состоявшегося специалиста.

У меня, кстати, не было опыта помощи именно небольшим, локальным бизнесам. Обычно я работаю в режиме "человек — человек": ко мне приходит кто-то, кто строит карьеру или у кого есть бизнес, с вопросом, и мы его обсуждаем. В таких случаях работает наработанный лично опыт, не обязательно опыт компании, в которой работаешь.

То есть, опыт менторства есть. А чему он вас научил?

В основном — принимать другую точку зрения. Так сложилось, что у меня есть точка зрения по любому вопросу, и она всегда сильная. Но, когда я вижу другую, противоположную, но с разумным зерном — очень ценю это и принимаю. Это расширяет мой кругозор. Поэтому чем меньше мои ученики будут со мной похожи, тем лучше. Тем больше мы возьмем друг от друга.

Чему крупный бизнес может научить малый и средний?

Малый и средний бизнес постоянно повторяет крупному, что у того есть большой бюджет, и значит есть возможности.

То, что универсально применимо и в крупном, и в малом, и в большом бизнесе — это системность и структурированность. Та же история с подходами к стратегиям роста, развития или HR. Они применимы независимо от размера организации.

Есть ли какие-то проблемы крупного бизнеса, которые в малом аналогичны, просто это вопрос масштаба?

Абсолютно. Например, разработка новых брендов и новых продуктов. Они релевантные и для малого, и для большого бизнеса. Вопрос в том, что продукты и инвестиции будут разные. А еще схожа тема, которая особенно волнует меня в последнее время — лидерство и подходы к нему.

Опыт есть, наработанный годами и десятилетиями в больших компаниях, и его точно можно претворять в жизнь в малых.

Что еще важно в менторстве?

Чтобы была химия. Потому что помогать человеку, который тебе не нравится, очень сложно. У меня были случаи, когда люди обращались за менторством, но я отказывала мягко и вежливо, потому что я не готова была работать с менти как с личностью.

Чего вы для себя ждете от проекта?

Я люблю видеть результат своих усилий. Я хочу помочь сделать stеp change для компании, у которой есть такая необходимость.

Почему важно развивать малый и средний бизнес?

Мне очень нравятся истории, когда люди из больших бизнесов или международных уходят в малые или основывают свои.

Этот особый предпринимательский дух, который много лет искоренялся в Советском Союзе, мне кажется, очень характерен для украинцев. Поэтому я приветствую модель, которая принята в Штатах, где люди воспитываются в таком предпринимательском духе. Европе, на мой взгляд, это менее присуще, там больше организованных бизнесов.

Нам, украинцам, очень свойственна позиция — вот мой огород, и я его буду копать. Это мой бизнес, и я его буду строить. Отлично, давайте копать и строить.

Нет ли риска вырастить конкурентов? Может малый бизнес конкурировать с крупным?

Со временем — да, либо конкурировать за нишу. Есть такая известная история компании Chobani, которая в США, при игроках рынка молочки вроде Danon или Nestle, запустила маленький нишевый греческий йогурт. По консистенции, по вкусу он отличался от традиционных йогуртов. И они в результате стали законодателями на рынке йогуртов. Все игроки, которые хотели сохранить значимую долю йогурта на рынке, вынуждены были запускать греческий йогурт. Для меня это пример успеха.

Еще один пример — "Яготинское", которое было небольшим игроком на рынке, но тем не менее, своим продуктом и прекрасным дизайном успешно — по крайней мере, в Киевском регионе — конкурирует с большими игроками.

По каким критериям вы будете выбирать себе тех, кого будете менторить?

У меня основная экспертиза в маркетинге, поэтому тот, кому понадобится stеp change в портфеле продуктов или в разработке с продуктами — это мне интересно. Плюс какая-то задача со структурой или с изменениями в построении команды или организации — это то, что мне будет интересно. Мне интересна задача, мне не принципиальна индустрия. FMCG точно я могу делать, умею и знаю как. Но было бы интересно решить задачу в сервисах или в IT — там, где как раз можно применить знания под другим углом.

Чем кроме экспертизы вы готовы поделиться с участниками?

Я точно не рассматриваю партнерство в компаниях. На данном этапе своей жизни мне очень нравится развиваться в больших FMCG. Есть два типа людей — серийные предприниматели или наемные сотрудники. Я точно наемный сотрудник. Для меня обратный пример — это Ира Рубис: просто безумный серийный предприниматель.

С точки зрения системных подходов и помощи в будущем — да, без сомнения, это возможно, если будет, опять же, химия и я буду видеть, что то, что я даю, полезно и нужно.