7 "перемог" Закона "Об уменьшении давления на бизнес"

Рада предоставила право Минфину осуществлять обобщение налоговых консультаций, запретила контролирующим органам использовать акт проверки в качестве основания для выводов относительно взаимоотношений предприятия с его контрагентами и позволила бесплатно исправлять ошибки в декларации

17 июля парламент принял Закон №2004 "Об уменьшении давления на бизнес". Андрей Журжий, народный депутат фракции "Самопомич" и соавтор Закона, пояснил, в чем суть изменений.

1. Вынесение налогового уведомления-решения будет обязанностью контролирующего органа, если руководитель контролирующего органа согласится с выводами акта проверки.

Ранее органы ГФС проводили негативную практику: вносили изменения в показатели отчетности на основании одного лишь акта проверки (в случаях завышения/занижения показателей или наличии переплат), направляли акты проверок по транзитным операциям контрагентам налогоплательщика, и такой документ использовался как источник доказательственной информации нереальности операции, что почти невозможно было оспорить. Это — изменения в пункт 58.1 статьи 58 НКУ.

Кроме этого, законопроектом вводится прямой запрет использования акта проверки любыми государственными органами в случаях ненаправления НУР налогоплательщику или его отмены в административном или судебном порядке (ранее обязанность была предусмотрена, но из-за отсутствия ответственности контролирующие органы им пренебрегали). По этому поводу во время заседания Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики состоялась очень жаркая дискуссия, но в конце большинство депутатов поддержало эти чрезвычайно важные изменения — новый абзац пункта 86.7 статьи 86 НКУ.

2. Произвола со стороны контролирующих органов в ходе уголовного производства больше не будет: ситуация, когда на налогоплательщика осуществляется давление и при этом НУР (официальный документ, который можно оспорить) не выносится, остается в прошлом, поскольку запрет на вынесение налогового уведомления-решения при проверке в рамках уголовного производства будет отменен(исключены подпункт 54.3.4 пункта 54.3 статьи 54, пункт 58.4 статьи 58 и пункт 86.9 статьи 86 НКУ).

3. Консультации станут качественнее и полезнее, уменьшится коррупционная составляющая благодаря изменениям в статьи 52 и 53 Налогового Кодекса.

Индивидуальные консультации в письменной и электронной форме смогут предоставлять исключительно контролирующие органы в областях и собственно ГФС Украины, тем самым за счет повышенной ответственности улучшится качество и нивелируется пространство для "решения вопроса" на местах. Кроме того, индивидуальные консультации будут публиковаться на сайтах контролирующих органов, которые их предоставили: это необходимо для усиления общественного контроля и предоставления возможности другим субъектам хозяйствования лучше ориентироваться в практике применения налогового законодательства.

Появились требования по содержанию консультаций(должно быть описание затронутых вопросов с учетом фактических обстоятельств, обоснование применения законодательства и заключение по вопросам практического использования отдельных норм).
Обобщающие консультации сможет предоставлять Министерство финансов Украины как орган, который формирует и реализует государственную финансовую политику. Таким образом, консультации, от которых зависит ведения бизнеса широкого круга субъектов хозяйствования, станут намного более профессиональными и менее фискальными. Кроме того, теперь их можно будет обжаловать по сути, и в случае соответствующего решения суда контролирующие органы обязаны будут предоставить новый усовершенствованный вариант.

4. Установлен ряд требований к содержанию приказа о проведении проверки, благодаря чему плательщику будет понятно, с какой целью она проводится и является ли она вообще законной — чтобы иметь возможность принять решение о допуске или недопуске налоговиков к проверке (изменения в абзац третий пункта 81.1 статьи 81 НКУ).

5. Отойдут в прошлое и многочисленные споры по применению административного ареста при недопущении к проверке, которые раньше возникали из-за неоднозначности законодательства (изменения в подпункт 94.2.3 пункта 94.2 статьи 94 НКУ).

6. Штрафы и пени: налогоплательщик сможет исправить ошибки в налоговой декларации без уплаты пени в течение 90 дней с момента истечения предельного срока уплаты налогового обязательства (тем самым убирается ситуация, когда плательщику невыгодно самостоятельно исправлять ошибку, надеясь на то, что налоговый орган не заметит неточности). Кроме этого, с 31 декабря 2016 года предприятие с доходом до 20 млн грн в год, получив НУР, сможет оплатить только налоговое обязательство (без уплаты штрафа) в случае, если в течение 10 дней оплатит необходимые суммы. Указанные изменения вносятся в статью 129 и пунктов 34 и 35 подраздела 10 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины.

7. Усовершенствованы нормы, касающиеся безнадежной задолженности, увеличена до 6 тыс. грн сумма при которой материальные активы относятся к основным средствам и установлен порядок ведения учета имущественных прав на недвижимость или землю в Украине для иностранных компаний (изменения в пункты 14.1.11, 14.1.138 пункта 14.1 пола 14 и пункта 64.5 статьи 64 Кодекса).