Что такое деофшоризация и как к ней подготовиться

После скандала с утечкой баз панамского регистратора Mossack Fonseca президент Украины пообещал "представить значительную реформу, которая сделает невозможным использование офшорных счетов в Украине". Разберемся, что такое деофшоризация и как встретить ее во всеоружии
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Первым "звоночком" о завершении эры конфиденциальности стал проект Offshore Leaks, презентованный в 2013 году Консорциумом Журналистских расследований (ICIJ). Тогда на суд общественности была предоставлена информация о взаимосвязях офшорных компаний, зарегистрированных до 2010 года.

В течение трех последующих лет сайт Консорциума периодически публиковал данные о тех или иных мировых политических деятелях. Сегодняшний информационный поток намного больший по объему и значимости.

То, что он затрагивает Украину, — закономерность. Украинские бизнесмены и политики часто пользуются услугами регистраторов офшорных компаний в целях сохранения конфиденциальности и налоговой оптимизации. Кто-то старается таким образом защититься от претензий недоброжелателей и рейдерства. А кто-то — сэкономить на налогах. И эта практика не только украинского бизнеса. Достаточно посмотреть на мировых гигантов — Google, Amazon, Apple, Starbucks.

Обеспокоенная увеличением популярности и использованием офшоров для минимизации налогообложения, ОЭСР в 2013 году презентовала План борьбы с "размытием налогооблагаемой базы" и транснациональными схемами ухода от налогов, известный под аббревиатурой БЕПС (Base Erosion and Profit Shifting, BEPS). Согласно документу, все страны-участники, а также желающие присоединиться к ОЭСР обязаны адаптировать локальное законодательство таким образом, чтобы избежать возможного уклонения от налогообложения.

И конечно, правительства многих стран отреагировали на это. В Англии, например, введено обязательное ведение реестра бенефициаров-контролеров, который, как ожидается, станет публично доступным. На Британских Виргинских островах — декларирование реестра директоров. Белиз, Сейшельские острова — требуют декларировать место хранения бухгалтерской документации.

С 2017 года начинает работать автоматический обмен информацией согласно принятым единым стандартам (Common Reporting Standards), и уже с начала этого года финансовые учреждения собирают информацию о налоговом статусе компаний и бенефициаров всех своих клиентов. Кроме того, с 2017 года вступают в силу требования предоставлять отчеты в налоговые ведомства и для транснациональных компаний.

Для бизнесменов, использующих офшоры, это означает, что офшорные компании могут признаваться налоговым резидентом той страны, в которой:

  1. Управляющие лица являются резидентами — место проживания директора или бенефициара;
  2. Ведется бухгалтерия — место хранения бухгалтерских записей;
  3. Ведется оперативное управление — место нахождения и управления банковским счетом.

Четкие критерии, по которым будут оценивать резидентный статус офшоров, пока отсутствуют. Но по аналогии с правоприменением в других странах, мы ожидаем именно такие.

Исходя из этого, для торговых операций офшорные компании практически не будут использоваться. Однако за ними может сохраниться пальма первенства в качестве компаний-держателей активов либо компаний-кошельков.

Несмотря на то, что Украина пока не присоединилась к автоматическому обмену информацией согласно CRS, украинским бенефициарам нужно быть готовым к тому, что через год-два, сведения об их зарубежных счетах станут доступны налоговым органам.

В соответствии с положениями Стандартов, информация которую будут отправлять финучреждения налоговым органам, будет включать:

  1. ФИО бенефициара-контролера счета, независимо от того является ли счет личный или корпоративный;
  2. Наименование компании в случае корпоративного счета;
  3. Налоговый номер бенефициара и компании;
  4. Номер счета;
  5. Наименование фин.учреждения (банка);
  6. Баланс счета на конец календарного года или другого отчетного периода (или дату закрытия счета).

Ввиду этого у наших бизнесменов еще есть некоторое время для подготовки своих корпоративных структур к автоматическому обмену: провести инвентаризацию использования компаний и счетов, выявить риски для бенефициара, возможно перевести компании в другие, отчетные юрисдикции или реструктурировать активы таким образом, чтобы не опасаться раскрытия информации.

При этом более востребованными в будущем станут компании из отчетных юрисдикций, которые с легкостью смогут подтвердить свой налоговый статус. Преимуществом могут пользоваться компании с невысоким уровнем налогообложения либо льготами — Кипр, Мальта, Эстония, Литва.