Деньги с миссией: как идея помочь бездомным животным превратилась в бизнес

Каждый день в Киеве теряются от 20 до 50 домашних любимцев, и только 15% из них возвращаются домой. Остальные холеные, породистые собаки и кошки навсегда пополняют армию бездомных животных
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Желание увеличить шансы "потеряшек" вернуться домой и избавить их от всех опасностей городской суеты превратило миссию Ольги Корогодовой в бизнес, а сам бизнес стал на 100% социально ориентированным.

Из волонтера — в бизнесмены

Любовь к своему питомцу заставляет людей тратиться на дорогие прививки, ежеквартальные осмотры у ветеринаров, кинологов, кожаные ошейники и даже GPS-навигаторы. Но мало кто думает о том, как предотвратить самую страшную опасность для своего питомца — потеряться. И тем более почти никто не думает, как в этом случае по максимуму увеличить его шансы вернуться домой. "Любая собака, даже обученная и дрессированная, не застрахована от того, что никогда не потеряется, — говорит Ольга Корогодова, совладелица мастерской жетонов-адресников Dogtag. — По разным данным, хотя бы раз в жизни теряют своего хозяина от 5 до 20% домашних собак". Животное может испугаться салюта, погнаться за кошкой, вырваться и через минуту оказаться уже в другом районе, где не услышит, как его зовет хозяин. И даже если в самом лучшем случае их берет к себе на передержку какой-нибудь неравнодушный человек, собака получает психическую травму на всю жизнь, так как очень сильно скучает по старому хозяину.

Знакомство Ольги с этой проблемой началось не так давно. Год назад она вызвалась добровольцем поехать в жаркий летний сезон помогать волонтерам в загородный приют. Работы было много, не хватало рук разносить еду по вольерам, проверять наличие в них воды. "Вы знаете, когда ты заходишь к собакам, а они не знают, куда в первую очередь бросаться — к миске с едой, водой или к тебе, чтобы ты их погладил, — это впечатляет. И я никогда в жизни не видела, чтобы собаки выстраивались в очередь, чтобы ты их погладил, — рассказывает Ольга. — Но больше всего меня поразило то, что среди них очень много бывших домашних любимцев. По собаке это сразу видно, причем собаки дорогие, породистые, но уже очень запущенные".

В приюте Ольга пробыла недолго, через два дня она уехала с четким желанием и пониманием того, что ситуацию нужно менять. "Можно сказать, что идея бизнеса, которым я сейчас занимаюсь, родилась из жалости к собакам, — говорит она. — Мало людей, которые без какой-то щемящей грусти смотрят на бездомных собак на улице, особенно в плохую погоду. И при этом каждый задает себе вопрос: "Что я могу сделать?" Ольга для себя решила, что может сделать лично она. Проанализировав проблему потери домашних животных, она выяснила, что самый простой и одновременно надежный способ эффективно помочь своему любимцу вернуться домой — это прикрепить на его ошейник в качестве заклепки или повесить на отдельный шнур металлический жетон с гравировкой номера телефона хозяина.

"Людей, готовых вернуть потерянное животное домой, очень много, но они не знают, как это сделать. А здесь сразу же инструкция, на большом жетоне можно написать кроме телефонов еще и обращение, а жетон поменьше может вмещать 1-2 телефона, — поясняет свою идею Ольга. — Ведь когда человек видит на ошейнике у собаки номер телефона, может тут же позвонить и сообщить хозяину, где находится его собака".

Семейный подряд

"Идея делать такие жетоны созревала у меня где-то год", — начинает свой рассказ Ольга. Когда стали думать, как ее осуществить, выяснилось, что у нас в гараже без дела простаивает фрезерный станок, который позволяет делать резьбу по металлу. На помощь Ольге пришел ее муж, он взял на себя создание сайта и освоил управление фрезерным станком. "Вот на такую подготовленную почву легли мои эмоциональные призывы помочь бездомным животным", — рассказывает Ольга.

К изготовлению первого жетона Ольга с мужем подошли, можно сказать, с научным подходом. Долго определялись с выбором металла, глубиной гравюры, шрифтом, подумали даже, на что покупатели будут его крепить. Вся эта подготовительная работа была проделана с целью найти способ изготовить наиболее устойчивый жетон, который бы не деформировался при активной жизни собаки, не потерялся, и с которого бы не стерлась надпись. Думали в первую очередь о его качестве и эффективности.

При выборе форм для изготовления жетонов решили велосипед не изобретать. Взяли самые распространенные на рынке образцы: сердечки, косточки, армейские жетоны и обычные прямоугольные пластины. Всего в ассортименте около 12 различных форм. В том числе и жетоны для приклепывания на ошейник. "Такой жетон востребован менее других — это пластина, которая приклепывается или пришивается к ошейнику, но она самая надежная и практичная", — говорит Ольга. По ее словам, жетон для приклепывания удобен тем, что не мешает животному двигаться и не болтается на ошейнике. Жетон просто изгибается по форме ошейника и крепится к нему заклепками. Тогда и животное имеет полезную информацию на ошейнике, и хозяин не беспокоится о том, что жетон оборвется.

Особенности производства

"Перед запуском жетонов в производство мой муж сделал подбор шрифтов, форм, граверов, фрезеров и сам освоил станок", — говорит Ольга. Станок имеет программное управление, поэтому прежде чем сделать надпись, необходимо его запрограммировать на определенную глубину гравюры, выбрать шрифт и внести надпись. На все это у уже обученного мастера уходит от 20 до 30 минут. За день один станок может изготовить до 20 изделий. На рынке аналогичный китайский станок с ЧПУ стоит от 3 до 5 тыс. евро. При этом за такую цену он сможет выполнять резьбу только по "мягким" металлам: алюминий, бронза, цинк. Для стали понадобится станок с большей мощностью и стоить он будет, естественно, дороже.

Жетоны решили делать из алюминия, выбрали два его вида (АМГЗ и АМГ6), которые применяются в самолетостроении и кораблестроении. Ольга этот выбор объясняет тем, что этот алюминий легкий, устойчивый к разным погодным условиям, достаточно прочный и недорогой. Толщина металла жетона — 1,5 мм. Поэтому он не боится того, что перетрется ушко, на которое крепится колечко. "Мы не боимся и того, что он поржавеет, это же алюминий, — объясняет Ольга. — Все, что с ним может быть, — это легкое окисление, т.е. небольшое потемнение, которое только придаст жетону дополнительную эстетику".

Надпись, которая наносится на жетон, должна быть достаточно глубокой, чтобы через время не стереться, ведь при кажущейся мягкости собачья шерсть достаточно жесткая. На рынке надпись предлагают делать двумя способами — лазером и фрезером. Первый и самый распространенный на сегодня — лазер — себя не оправдывает, его глубина только 0,01 мм, что говорит о том, что гравировка очень быстро сотрется. По опыту владельцев собак, это происходит через 9-18 месяцев. Другой способ — фрезерный, по мнению Ольги, самый надежный и оптимальный. Надпись он делает глубиной в 0,4 мм и гарантирует ее стойкость в течение многих лет. "Мы даем гарантию на нестираемость надписи в течение 10 лет, — говорит она. — Если это случится раньше, мы говорим клиентам, чтобы присылали нам износившийся жетон, и мы сделаем им взамен новый бесплатно".

География клиентов и ассортимент

Чтобы продавать жетоны во все постсоветские и, при запросе, в западные страны, надпись решили делать и латиницей, и кириллицей (английский и русский/украинский алфавиты). На жетоне для крупной и средней собаки в "три строки" по 24 символа каждая можно указать имя хозяина, два телефона и предложение о вознаграждении. Размер такого жетона — 90х14 мм. "Мы можем также делать и рисунок на жетоне, но тогда он будет дороже, так как потребуется больше времени на его изготовление", — говорит Ольга.

Прежде чем предлагать клиентам свои жетоны, Ольга с мужем подумали и о том, на что клиенты будут его крепить. И добавили в комплект к нему еще и специальное кольцо. "Мы сразу подумали, на какое кольцо люди будут его крепить, — говорит она. — В рыболовном магазине мы подобрали специальное кольцо, которое имеет определенную устойчивость к натяжению около 15 килограммов". Почему именно такой вес, Ольга тут же объясняет, что на случай если животное где-то зацепится жетоном, оно при должном усилии сможет освободиться. Так жетон не станет опасностью, угрозой для его жизни. "Тут должны быть соблюдены два принципа: жетон не должен теряться при активном поведении собаки и не должен стать причиной ее травмы", — говорит Ольга.

Впрочем, Ольга с мужем советуют обзавестись жетонами не только владельцам собак, но и других домашних животных, например, кошек. В связи с меньшим размером эти жетоны могут вместить только самую необходимую информацию — номер телефона хозяина. "На нашем сайте мы пишем, что для кошек, которые выходят гулять, тоже нужно крепить на ошейник такой вот маленький жетон, — выбирает Ольга из кучи жетонов один совсем небольшой. — Вот такая маленькая планочка с одним номером телефона. Ее можно пришить, немного изогнув по форме ошейника".

Цена вопроса

Стоимость одного жетона с любым количеством знаков — 60 гривен. Но при заказе нескольких абсолютно одинаковых жетонов второй будет стоить 50 гривен, третий и последующие — по 40. Такая система скидок сделана для людей, у которых несколько животных и которые покупают еще и запасные жетоны, чтобы в случае потери быстро заменить его и не терять время на заказ нового. "Мы установили такую цену, чтобы для человека она была ощутима, ведь если люди что-то получают даром, они, как правило, это не ценят, — рассказывает Ольга. — Первые жетоны мы подарили друзьям, и до сих пор они у них валяются без дела. Человек должен сам почувствовать необходимость этого атрибута, чтобы потом следить за тем, чтобы информация на нем была актуальной и чтобы жетон всегда был на собаке". По словам Ольги, они готовы делать бесплатно жетоны тем людям, которые берут животное из приюта, или для волонтеров, которые следят за несколькими собаками, тратят деньги на корм, и лечение. К тому же 10% от каждого проданного жетона Ольга перечисляет в приют для бездомных животных. "Но мы не отрицаем, что кроме миссии — это и бизнес тоже. Нельзя заниматься делом постоянно, даже если оно в большей части для души, и не получать за это вознаграждения", — уверена Ольга.

Впрочем, стоимость жетонов мастерской Ольги и ее мужа относительно цены у конкурентов не так и высока. Редко кто специализируется исключительно на жетонах для собак, учитывает особенности эксплуатации, а приравнивание жетона-адресника к "сувенирке" может объяснить и его цену — не ниже 120 гривен.

Продажи и промо

Все продажи Ольга с мужем решили осуществлять через сайт, где в специальном разделе покупатель пошагово может заполнить форму со всеми деталями заказа. Там он должен выбрать дизайн, размер, набрать текст в соответствии с допустимым количеством символов. На этапе завершения оформления заказа он видит готовый макет, подтверждает его производство и ждет фотографию готового изделия. Если фотография отвечает всем деталям запроса и его ожиданиям, тогда он осуществляет 100%-ную оплату жетона. Далее изделие отправляют по почте в обычном конверте на адрес заказчика. Жетон достаточно легкий и тонкий, чтобы поместиться в обычный конверт даже вместе с уже одетым кольцом, к тому же такой способ доставки самый дешевый, поэтому осуществляется за счет производителя. По словам Ольги, если клиент хочет быстрее получить жетон, он может самостоятельно выбрать и оплатить альтернативный способ доставки. И даже после получения жетона "на руки", если клиенту он не понравится, он может отослать его обратно и получить в полном размере свои деньги обратно. "Возвратов у нас пока не было, — говорит Ольга. — Но даже если они и будут, переплавлять или зашлифовывать надпись и пускать металл во вторую обработку мы не будем — это того не стоит. Просто он останется у нас на хранении".

Как бывший пиар-менеджер, Ольга понимает, что для продвижения ее продукта большую роль играет "просвещение", т.е. донесение необходимой информации до людей. "Есть две стратегии в маркетинге. Первая — это формирование потребности. Когда человеку не нужно то, что ему хотят продать, но его всеми способами убеждают в такой необходимости, — рассказывает Ольга. — Вторая — это действительно доносить информацию о том продукте, который ему действительно нужен". И именно продвижение этой идеи будет самой затратной частью в этом бизнесе. "Я не боюсь об этом рассказывать, у меня нет ни тени сомнения, что об этом надо говорить", — объясняет свой подход Ольга.

Для активного промо сайта Ольга с мужем дали рекламу в Google AdWords. "Таким образом, помимо владельцев собак, мы надеемся привлечь к сотрудничеству владельцев зоомагазинов. Так, мы могли бы проводить какие-то совместные рекламные акции. Например, "купи 200 килограммов корма — получи жетончик", — делится планами Ольга. — Есть два пути продвижения жетонов для нас — это рекламирование и информирование об этой идее как необходимой".

Объявления о своих услугах Ольга размещает не только в интернете на профильных сайтах и группах в социальных сетях. Изучая эту проблему, надо понимать, что FB — не единственный ресурс, где размещается эта информация. Есть группы "ВКонтакте", есть доска объявлений на "Сландо", есть доски объявлений на фонарных столбах. Потенциальных клиентов можно и стоит искать на всевозможных выставках собак и в местах большого скопления собачников, кинологических центрах, союзах. "Когда я раздавала визитки на выставке собак, меня неприятно удивило то, что даже люди, владеющие элитными собаками, не задумываются о такой страховке, как жетончик — на всякий случай, пусть он никогда не пригодится, но он должен быть", — говорит Ольга.

После запуска сайта Ольга с мужем планируют выйти и в офлайн: размещать объявления на подъездах, в местах, где гуляют с собаками. Часто владельцы животных не имеют доступа к интернету: это люди старшего возраста, пенсионеры, которые в какой-то мере более ответственно и трепетно относятся к своим питомцам. Для них Ольга намерена сделать стенды в местах большого скопления людей, возле торговых точек, где человек смог был рассмотреть жетон, оформить заказ и там же через время его получить. И быть уверенным, что животное в случае потери вернется. К сожалению, не все животные возвращаются даже имея жетон, но шансы увеличиваются в разы.

По информации Центра идентификации животных, в Киеве на сегодняшний день зарегистрировано около 60 тысяч домашних животных. Регистрируя животное в центре, хозяин бесплатно получает жетон с кодом. По неофициальным данным, в столице в общей сложности около 150-160 тысяч домашних животных. "Каждое утро в группе FB "Пропала-найдена собака" только по Киеву с утра размещается около 40 объявлений. Поэтому утверждение, чтов день по Украине теряется 100-150 собак, я считаю вполне обоснованным. А это много. Хотелось бы ситуацию изменить", — рассказывает Ольга.

Что же касается перспективы, она заинтересована в том, чтобы "потеряшек" становилось меньше. "Может быть, наша узкая направленность на жетоны не совсем правильна с точки зрения бизнеса, но здесь большую роль для меня играют личностные ориентиры, — отвечает Ольга на вопрос о расширении бизнеса в другом направлении. — Я бы хотела, чтобы этот бизнес стал для меня основным. И я готова заниматься этим делом всегда".

Александр Гончар, менеджер проектов "Киевстар Бизнес":

Основная задача маркетинга в данном бизнесе — это постоянный приток покупателей. Для ее решения самый основной инструмент — расширение каналов привлечения, выбор наиболее целесообразных ресурсов с точки зрения временных и денежных затрат, а после — фокусировка на самых эффективных.

Для Ольги важным каналом привлечения клиентов является интернет. Ольга уже использует коммуникацию через социальные сети и рекламирует услуги компании на досках объявлений. Доски объявлений являются важным каналом коммуникации, с помощью которого покупатели находят товар, однако налаживание этого канала требует много времени и финансов. Этот процесс имеет много действий: составление объявлений, актуализация данных, выбор лучших площадок для размещения, поднятие объявления в ТОП и т.д. Все это — кропотливая работа, которая занимает у предпринимателя много времени.

Рекомендация — дополнить существующие каналы привлечения покупателей с помощью услуги "Моя реклама". Через абонентскую службу услуги по номеру 848 (для абонентов "Киевстар", звонки не оплачиваются) можно зарегистрироваться и оставить объявления о своем товаре. Данное объявление публикуется на основных интернет-площадках и медиаресурсах. Таким образом доступ к информации о продаже товаров и услуг распространяется на большую аудиторию. Объявления по товарам содержит виртуальный номер для контакта, через который вам напрямую поступают звонки от заинтересовавшихся покупателей, и только в этот момент происходит оплата сервиса за конкретный звонок. Услуга не подразумевает плату за подключение или абонентскую плату. Настройки и обслуживание происходит на интернет-портале услуги, где публикуются объявления и находится бизнес-каталог компаний по отраслям и категориям бизнеса, а для большего удобства и экономии времени полноценное обслуживание предоставляется по звонку в абонентскую службу по номеру 848 (для абонентов "Киевстар", звонки не оплачиваются).