Дмитрий Шоломко: Бизнес должен быть неожиданным

Размер бизнеса, которым вы управляете, не важен, если есть опыт, умение и желание им делиться, считает генеральный директор Google в Украине Дмитрий Шоломко. О мотивах и ожиданиях от проекта CEO4U читайте в его интервью

Почему вы решили участвовать в проекте СЕО4U?

Идея делиться знаниями и опытом всегда очень интересна. Я не ставлю себе цель "засветиться", но мне хочется увидеть свежие идеи и взгляды, возможности и людей. А вот когда появится полезная и новаторская идея, команда, я буду помогать всеми силами.

Это ваш первый опыт менторства?

Я думаю, когда у тебя есть опыт, ты реализовал себя в жизни и умеешь об этом правильно рассказывать, — это нужно делать. И у меня таких экспериментов было множество: малый, средний бизнес, внутри компании, стартапы, отдельные проекты.

Что крупный бизнес может дать малому и среднему?

Я в данном случае участвую в проекте не как представитель крупного бизнеса. Я иду как человек, который хочет поделиться опытом. МСБ нет смысла рассказывать о моделях и методах работы Google, они попросту не адаптивны для них.

Другое дело, что малый и средний бизнес — это фундамент здоровой экономики. А значит, их развитие необходимо для всех.

Крупный бизнес может помочь через любое взаимодействие: обучение, подсказки, разделение опыта или кейсов.

В Украине МСБ никогда не получал особой поддержки. А ведь на них сильнее, чем на крупных игроках, отражаются любые экономические перемены. При этом нельзя сказать, что условия ведения бизнеса катастрофически плохие. В бизнесе занята существенная часть населения страны. Например, налоговая система для малого и среднего бизнеса намного лояльнее, чем во многих странах. Да и количество компаний этой категории у нас высокое, около миллиона — это больше, чем в Польше, Румынии или Венгрии.

Что сегодня важнее всего для малого и среднего бизнеса?

Зависит от типа бизнеса. Если компания работает в отрасли экономики, которая сворачивается во всем мире, то глупо полагать, что такой бизнес будет прибыльным и успешным. В таких случаях нужно искать новые идеи и возможности перестраиваться. Если же вы работаете в IT, то вам нужно постоянно мониторить инновации, интересные технологии, чтобы становиться эффективнее. Рынок постоянно меняется, и нужно не отставать, успевать меняться. Однозначного рецепта успеха, который четко можно "натянуть" на весь бизнес полностью в наше время, не существует.

По каким критериям вы будете выбирать бизнес для менторства?

Критерий один — интересный бизнес, лучше даже неожиданный. Чтобы это был определенный "челлендж" для меня. Но скопированный и понятный бизнес меня не интересует. Да и в сегодняшнем мире он не имеет серьезных перспектив.

Кроме того, бизнес должен сформулировать запрос, интересный для меня. Очень мало людей в стране понимают разницу между тактикой и стратегией, между целями стратегическими и тактическими. Тактическая цель — это какое-то количество магазинов, это охватить своим сайтом какое-то количество аудитории. Я хотел бы видеть стратегические запросы: "Какая цель у этого проекта?", "Что он решает?", "Чего эта компания хочет добиться в целом?". С такими запросами я буду работать.

Есть ли у вас портрет идеального бизнесмена?

Нет. Идеального бизнесмена, как и бизнеса, не существует. Любой бизнес, даже самый красивый, который отлично изображается в кино, в театре и в городских легендах бизнеса — не идеален. Но есть качества, которые я очень ценю в бизнесменах, например, честность. Если человек или компания работают через обман, я с ними не сотрудничаю.

Еще важно, чтобы человек понимал, для чего он делает бизнес. Делать не ради того, чтобы заработать все деньги мира, а видеть цель, как заработанное правильно использовать.

Среди более общих качеств, которые должны быть присущи не только бизнесменам, — гибкость, постоянное желание учиться, меняться и "не скакать на одной лошади постоянно".

Конкурент ли малый и средний бизнес крупному? И в каких сферах?

Однозначно конкурент. Например, в нишевых проектах, то, что называется крафтовыми компаниями. Очень простой классический пример — это кофейни. Конечно, в мире есть крупный Starbucks, но у него огромное количество малых конкурентов, которые делают кофе по-другому и в другой обстановке. То же самое касается индустрии массового потребления — закусочные или сети магазинов.

Еще существуют не конкурентные варианты взаимодействия, а вспомогательные. Это когда большие компании помогают малым бизнесам. Как Amazon, который построил свой market place, где любая компания-производитель может свои товары продавать.

Каждый ли малый бизнес должен становиться крупным?

Зависит от амбиций человека, от планов, от желания и цели. Если у человека цель покорить весь мир — почему бы нет? В интернет-компаниях это очень легко сделать. Но есть люди, для которых важно создать нишевый продукт, и это тоже нормально. Всем становиться большим бизнесом нет никакого смысла. Можно хотеть стать вторым Starbucks, что неплохо как цель, но есть ли в этом смысл?

Ваш совет предпринимателям до старта проекта: на что стоит обращать внимание?

Самый легкий способ добиться успеха — копировать чужие идеи. Но это не тот проект, где я хотел бы видеть такой подход. Должно быть больше инновационного в бизнесе — в организации работы с командой, в поиске клиентов, в продукте — что-нибудь такое, чего еще никто не делал. Нужно ставить большие цели и быть амбициозными.