Экологический туризм: как зарабатывать на восстановлении культурных памятников

Девальвация гривни и, как следствие, подорожание туристических поездок за границу заставляет все больше украинцев обращать свое внимание на внутренний туризм. Как сделать поездки по Украине не только развлекательными, но и социально полезными, придумала Юлия Письменная, автор проекта Salomadry
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Среди финалистов проекта The Venture от Chivas — компания Saloma ndry . Задачей проекта, напомним, было отыскать не только молодые и перспективные, но и социально ответственные проекты. Основательница компании Юлия Письменная решила направить отзывчивость украинцев и любовь к Родине на помощь архитектурным памятникам.

Девальвация гривни почти на 90% с начала 2014 года привела к сокращению рынка выездного туризма на 45%. Но именно кризис дал толчок к развитию внутреннего туризма. Желание "оседлать волну" и сделать поездки по Украине социально ориентированными подтолкнули Юлию Письменную, в прошлом маркетинг-директора издательского дома Sanoma Media Ukraine, к решению открыть свою туристическую компанию Salomandry, специализирующуюся на направлении working holiday.

"Когда я узнала в ноябре 2014 года, что Sanoma Media Ukraine решила покинуть украинский рынок, то поняла, что пора заниматься своими проектами, — говорит Юлия, — Я обратила внимание на рост интереса к Украине и ко всему украинскому как внутри страны, так и за рубежом. Сильное волонтерское движение, дух взаимопомощи и формирование гражданского общества подсказали, что сегодня у любого проекта кроме коммерческой составляющей должна быть социальная".

Любовь Юлии к путешествиям по Украине и рост интереса к внутреннему туризму подсказали новую нишу. "Я посмотрела на развитие аналогичных проектов на Западе и поняла, что такое направление, как working holiday, когда путешественники на выходных помогают в восстановлении архитектурных памятников, в Украине совсем не развито. И подумала, что это может заинтересовать отзывчивых украинцев", — объясняет она.

Согласно данным Реестра культурного наследия, в Украине насчитывается 3719 памятников, из которых только 819 имеют официальный статус памятников архитектуры и находятся на государственном обеспечении. "Это усадьбы, парки и дворцы. Все они находятся в разном состоянии и требуют разного размера финансирования. Пока мы будет планировать туры туда, где нужна банальная помощь руками: убрать, почистить, покрасить", — рассказывает Юлия.

Сегодня Salomandry предлагает два вида туристических пакетов — Long Weekend и Working Holidays. Первый тип отдыха — Long Weekend — предусматривает выезд на объект на три дня и две ночи. Стоимость тура 3 тыс. грн, и он включает в себя проезд, проживание и питание. Все расходные материалы также приобретаются за счет туркомпании. "Мы планируем 4-5 часов работы на объекте, а оставшееся время отдаем на знакомство с культурой и традициями региона", — объясняет Юлия. Недельный тур — Working Holidays — рассчитан в основном на туристов из-за границы, его стоимость составляет до 7 тыс. гривень.

В планах Юлии в 2015 году — организовать 10 туров, и, по ее словам, желающих уже достаточно. "Сейчас мы находимся на этапе подготовки поездок, выбираем интересные места, о которых мало кто слышал, изучаем потребности и решаем, чем действительно можем помочь", — объясняет она. По ее словам, в Украине подобных проектов еще не было, есть только туры по региону с экскурсиями и "экстремальные" поездки по заброшенным замкам. "Последние рассчитаны на любителей адреналина, а не на то, чтобы созидать и быть полезными", — говорит она.

Для полноценного запуска проекта Юлии необходимо около $40 тыс., которые пойдут на исследование аудитории, короткие экспедиции на объекты, разработку сайта и первые пробные поездки.

"Позже мы планируем запустить реставрационные поездки — туристы будут учиться у реставраторов делать несложные узкоспециальные работы. Это и развивает вкус, и прививает заботу о памятниках архитектуры", — рассуждает Юлия.

Проект Salomandry рассчитан на активный средний класс, молодых людей, которые готовы быть полезными своей стране. "Сегодня люди готовы инвестировать в страну и получать удовлетворение от того, что они помогают обществу", — резюмирует она.