Главные налоговые уклонисты в мире

Единщики благополучно отбились от попыток Минфина заставить их платить налоги. Теперь налоговые реформаторы могли бы сосредоточится на том, чтобы интегрировать в правовое поле других мелких нарушителей
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Периодически Налоговое управление США публикует исследование Tax gap — разницы между налогами, которые должны были поступить в казну, и фактически уплаченной суммой. Согласно последнему исследованию, tax gap составил $385 млрд, или 14,5% от совокупных налоговых обязательств, из которых $122 млрд — это незадекларированные доходы от предпринимательской деятельности и $57 млрд — недоплаченный self employment tax (аналог ЕСВ для самозанятых). В совокупности владельцы малого бизнеса декларируют менее чем половину доходов, включая вовсе незарегистрированных самозанятых физлиц. Таким образом, tax gap в США состоит их этих недоплат почти наполовину.

В Великобритании похожая ситуация. За 2012-13 налоговый год, исходя из отчета Службы доходов Ее Величества, казна недополучила 6,8% налогов, или £34 млрд. При этом около половины tax gap создал малый и средний бизнес. £4,1 млрд было потеряно из-за того, что предприятия скрывают реальные доходы, еще £5,9 млрд — из-за того, что источники дохода были вовсе не зарегистрированы.

Главные налоговые уклонисты, как показывают исследования — это малый бизнес, работающий с наличными, так как вменяемого инструмента контроля наличных расчетов никто пока не придумал, а кассовые аппараты не решают проблему. Ситуация, когда декларируется лишь то, что оплачено через терминал, а вся наличка в мешках уносится домой, и на нее же закупается непонятно где товар, характерна не только для нас, но и для наших более экономически развитых собратьев.

Проводить операцию через РРО нужно фактически только тогда, когда клиент попросит чек, во всех остальных случаях предприниматели на любом конце земли положат наличку в карман. Так что спасут нас не кассовые аппараты — спасет только максимальный переход на безналичные расчеты, а это целая программа реформ. Замминистра финансов Елена Макеева не раз озвучивала идею национальной лотереи на чеках, которая должна стимулировать население требовать чек, ссылаясь на позитивный опыт Мальты. Но на Мальте население 400 тыс. человек, то есть в 100 раз меньше чем в Украине, и проводить такую акцию в 100 раз дешевле, ведь такой эксперимент требует серьезного призового фонда. А бегать и проверять всех — инспекторов не хватит.

Но нам это все уже не пригодится, ведь Верховная Рада приняла закон 1088 с поправкой, которая позволяет не применять кассовый аппарат предпринимателям с годовым доходом до 1 млн гривень. То есть, если бы украинцы были бы такими же, как американцы, скрывающие половину доходов, а ГФС работала бы так же, как IRS, это уже подразумевало бы 2 млн. Но есть ряд факторов, которые позволяют украинцам скрыть гораздо больше доходов. Во-первых, украинский потребитель меньше приучен к безналичным расчетам в торговых точках. Во-вторых, если американец заинтересован показывать хоть что-то, чтобы получить право на кредит в банке, то у украинца такой проблемы нет — показывай не показывай, денег никто не даст. И, в конце концов, еще со времен ограничения оборота в 500 тыс. для второй группы, у нас все привыкли разделять потоки на бесчисленное количество ФЛП. На запрос в ГФС о механизмах контроля доходов ответа пока не получено. В общем, любой "порог освобождения" сводит на нет весь закон.

Можно сказать, что Рада сделала покупку РРО абсолютно добровольным делом, и устанавливать их будут не те, чей оборот превышает лимит, а те, кто хочет. Фактически, выбор за или против РРО — это выбор приоритета: важнее предпринимателю обманывать государство или не позволять своим сотрудникам обманывать себя, ведь с РРО работникам гораздо труднее воровать, а владельцу гораздо проще отследить, где, что и в каких объемах реализуется. Те, для кого контроль над собственным бизнесом оказался важнее, и до внесения изменений в закон пользовались кассовыми аппаратами.

В момент кризиса, когда предприниматели создают рабочие места и даже что-то там платят, это мудрое решение: пусть себе работают. Как минимум, на них государству не приходится тратить дополнительные средства, в отличие от другой группы уклонистов — незарегистрированных самозанятых. Казалось бы, зачем цепляться к маникюршам и ремонтникам? Но сегодня проблема не только в том, сколько они недоплачивают в виде налогов и страховых взносов, но и в том, что государство переходит на кардинально новый уровень социального обеспечения — льготы отменяются и вводятся адресные субсидии, которые, по идее, должны получать только самые незащищенные слои населения. Но любой незарегистрированный индивидуальный предприниматель, скрывая источник дохода, получает право на субсидию, и к проституткам это относится тоже. А это расточительно и несправедливо.

Минфин недавно взбудоражил общественность идеей отмены единого налога и введением патента для малого бизнеса — раз в год заплатил и спокойно работаешь. Но фиксированный патент — это скорее то, что стоит внедрить не для сегодняшних единщиков, а для этих самых индивидуальных предпринимателей, чтобы хоть как-то интегрировать их в национальную экономику. А единщиков уже оставили бы в покое, хоть ненадолго.