Как дать отпор патентным "троллям"

Прежде всего, предприниматель, ставший жертвой "патентных троллей" должен разобраться в ситуации и не паниковать. Многих клиентов вводит в ступор бумага, выданная государством с красивым названием "патент" или "свидетельство". Поводов для благоговейного трепета, как правило, нет. И вот почему

Чаще всего "тролли" оперируют патентами на промышленный образец или полезную модель. Если простыми словами, промышленный образец — это когда вы придумали новый дизайн чего-либо; полезная модель — это когда вы изобрели какую-то новую штуку или придумали новый способ что-нибудь сделать.

Чем же они так привлекают троллей? Ответ прост — патенты на промышленные образцы и полезные модели выдаются по "усеченной" процедуре. При их выдаче никто не проверяет, является ли промышленный образец или полезная модель новыми. Можно долго теоретизировать, почему так написано в законе, кто виноват, хорошо это или плохо, но факт налицо: заполнили правильно заявку — получили патент.

Поэтому любой проходимец может получить "патент" на колесо или на рецепт варки яиц.

В общем-то, это никому бы не мешало, если бы ловкие ребята не придумали, как на этом немного подзаработать — вымогать деньги у добросовестных производителей, размахивая целым "патентом".

Опять же и это не было бы проблемой, если бы такой псевдо-патент легко и быстро оспаривался в суде. Вот только легко и быстро — это не про наши суды в таких спорах. Вы почти наверняка выиграете, докажете, что новизной в этом патенте и не пахнет, но рассмотрение дела займет год-полтора, а то и больше. Конечно, со всеми сопутствующими затратами на судебную экспертизу, юристов, потерями в продажах, репутационными рисками и т. д., которые практически не возместить.

В таких условиях не все готовы бороться, иногда это неуместно в условиях динамичного рынка, кому-то проще заплатить — на это и рассчитывают тролли, "интеллектуальные" рэкетиры нового времени.

Таким образом, в текущей ситуации, столкнувшись с патентным троллем, бизнес или терпит и платит, или борется и выигрывает.

Что нужно изменить, чтобы выбить патентное оружие из рук троллей? Здесь может быть множество решений. Например, выдавать патенты только после проверки новизны. Либо до предъявления претензий обязать владельца патента пройти государственную экспертизу на новизну. Либо дать возможность оспаривать патенты до их выдачи, не доводя дело до суда. Эти и другие решения сейчас продвигаются во множестве законопроектов, которые должны побороть патентный троллинг. Скоро мы увидим, какой подход победит и станет ли бизнесу легче.

Что касается свидетельств на торговые марки, то тут зачастую немного другая ситуация. Нередко бизнес выдает желаемое за действительное и говорит о нарушении прав там, где его, может, и нет.

Например, предприниматель начинает развивать новую услугу в Украине, дает ей название, активно раскручивает, несет затраты. Название регистрирует как торговую марку, получает свидетельство. Спустя какое-то время предприниматель добивается успеха — его услуга пользуется спросом, она приносит прибыль, ее узнают.

Конкуренты понимают, что на этом можно заработать, но без раскрученного названия успех будет не тот — потребитель пойдет на то, что у него на слуху. Раскручивать свое название конкуренту неинтересно и накладно — куда выгоднее паразитировать на чужой успешной истории. При этом говорить, что это общеупотребительное название, его нельзя "монополизировать", мы и раньше всегда так называли эту услугу, просто стеснялись, и прочие несостоятельные аргументы.

Конкуренция — это прекрасно, она развивает рынок. Но конкуренция должна быть честной.

Если обратиться к недавнему примеру с торговой маркой "Фестиваль уличной еды", то негодующим конкурентам вместо попыток отобрать раскрученный бренд можно посоветовать придумать свое название и с ним завоевать благосклонность потребителя. Ведь никто сейчас не запрещает продажу продуктов питания в рамках мероприятия под названием, например, какой-нибудь "Праздник живота" или "Доктор Троглодит"?

Если так случилось, что вы действительно с незапамятных времен проводили именно Фестивали уличной еды, то чужая новая торговая марка тут не помеха. Согласно закону есть так называемое право преждепользования: пользовались раньше до регистрации чужой торговой марки, продолжайте пользоваться дальше — это не нарушает ничьих прав.

Кстати, право преждепользования также работает и против троллинговых промышленных образцов и полезных моделей, о которых мы говорили выше.

В общем, при грамотном юридическом подходе безвыходных ситуаций не бывает.