Как экспортерам получить доступ к дешевым кредитам иностранных банков

Экспортные торговые компании в иностранных юрисдикциях могут стать локомотивом для украинского бизнеса

Любой кризис — это время новых возможностей. Сегодня кризис с одной стороны открыл много возможностей для экспортеров и производителей национальной продукции, с другой — поставил перед бизнесом ряд сложных задач. Одна из основных — это финансирование, которую, на первый взгляд, решить не очень легко ввиду состояния банковского сектора в Украине, однако ждать восстановления и стабилизации банковской системы означает отказаться от новых возможностей. Поэтому сегодня спрос на западное кредитование как никогда велик.

Но возникает следующий вопрос — согласится ли западный банк с легкостью предоставить кредит украинскому заемщику, в стране которого идут военные действия и прогнозировать дальнейшее развитие событий — дело неблагодарное. Ответ очевиден.

Целеустремленного экспортера врядли остановит такое положение вещей, и он будет искать решение, которое удовлетворит банк с одной стороны, а ему — откроет двери к желаемому финансированию. И найдет он его достаточно быстро, поскольку все необходимые инструменты уже давно существуют, остается только научиться ими правильно пользоваться.

Так или иначе, иностранное кредитование, скорее всего, будет территориально привязано к внешнеэкономической деятельности заемщика, а значит, определив рынки для экспорта продукции, можно перейти к анализу потенциальных кредиторов.

География экспорта украинской продукции

Попробуем рассмотреть три основных вектора для украинского бизнеса — это США, Европа, Китай.

Американский вектор. По официальным данным Посольства США, основными статьями экспорта из Украины в США являются газ, нефть, металлопрокат, продукция машиностроения и высокотехнологичные товары. За прошлый год, несмотря на все происходившие события, Украина экспортировала в США продуктов и услуг приблизительно на $1 млрд. Это неплохой результат, который может быть улучшен в десятки раз, если украинский бизнес сможет реализовывать свой потенциал в полной мере, например, в той же сфере сельского хазяйства.

Один из лучших способов получить доступ к рынку США — сделать прямую инвестицию. У Министерства торговли США есть специальная программа Select USA, в рамках которой компаниям оказывается разностороння помощь по выходу на рынок.

Европейский вектор. По официальным данным Предствительства ЕС в Украине, еще год назад объем экспорта из Украины в Россию и из Украины в ЕС был приблизительно одинаковый. Сегодня 1/3 украинского экспорта идет в Европу и лишь 1/5 — в Россию. Потенциал для дальнейшего роста экспорта в ЕС огромен. Рынок ЕС более чем в 10 раз превосходит российский.

Украина может экспортировать в ЕС не только продукцию аграрного сектора и сырье, но и другие виды товаров с более высокой добавленной стоимостью. Для этого нужно глубже интегрироваться в европейскую цепочку создания стоимости продукции. Может показаться невероятным, но более 80% чешского экспорта идет в Германию. Это происходит лишь потому, что Чехии удалось интегрировать свою экономику в цепочку создания стоимости продукции в автомобильной индустрии и машиностроении, которые очень развиты в Германии. К чему-то подобному должна стремиться и Украина. Для этого в Украине есть все — прекрасное географическое положение, дешевая рабочая сила, развитый человеческий капитал.



Китайский вектор. По официальной информации, в 2014 году Китай занял первое место среди торговых партнеров Украины в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Согласно данным Госстата Украины, в 2014 году на Китай приходилось 5% от общего объема экспорта, или $2,674 млрд (уменьшение по сравнению с предыдущим годом на 0,5%). Украина экспортировала в Китай товары — это были руды, шлак и зола, зерновые культуры, жиры и масла.

В то же время в сравнении с 2013 годом импорт товаров из Китая сократился на 27,4%. Однако доля Китая в общем объеме импорта все еще велика — она составляет 9,9%, или $5,409 млрд. В основном импортруем мы машины, пластмассы и полимерные материалы. То есть отрицательное сальдо для Украины составило $2,735 млрд.

Экспортные торговые компании

Когда география экспорта определена, контакты с партнерами налажены — возникает вопрос о физическом присутствии украинского бизнеса на территории страны, где будет продаваться продукция, ведь иностранные партнеры намного охотнее заключают контракты с понятной для них компанией и юрисдикцией, нежели с украинским производителем.

По такому пути пошли крупнейшие украинские производители, в том числе известный украинский производитель косметики "Эльфа", производитель оборудования для горнодобывающего бизнеса Corum Group, кондитерский бизнес "Рошен" и "АВК", которые имеют торговые представительства в разных странах.

Для того чтобы не ошибиться с выбором юрисдикции, организационно-правовой формы Экспортной торговой компании (Export Trade Company, ETC), следует учитывать множество факторов, как например: вопросы товарно-денежных потоков, движения заемных средств, дивидендных потоков, желаемой модели привлечения финансирования и правил трансфертного ценообразования. Немаловажными факторами являются "правила контролируемых компаний", база подписанных соглашений об устранении двойного налогообложения и экономически обоснованный уровень административных затрат на учреждение и операционную деятельность компании.

В связи со стратегическим решением о выходе на новые внешние рынки, современный украинский бизнес чаще всего останавливает свой выбор на таких юрисдикциях как Швейцария, Польша, Словакия, Великобритания, Нидерланды, Гонконг, Сингапур и Германия. Выбор зависит от целевых рынков, экспортируемой продукции, доступности заемных финансовых ресурсов. Позиционирование на рынке — не менее важный фактор при выборе юрисдикции, ведь швейцарский трейдер или камерунский будут иметь диаметрально противоположное восприятие со стороны контрагентов.

Что такое ETC

Международная торговая сделка, или трансграничная торговая сделка — это сделка, совершаемая между субъектами различных государств и регулируемая нормами международного торгового законодательства.

Экспортная торговая компания (Export Trade Company, ETC) — это субъект международной торговли, организация, которая специализируется в области закупок от имени иностранных клиентов. ETC не привязана к одному конкретному производителю, поэтому она может искать лучшие условия для своих клиентов. Экспортная торговая компания, как правило, пользуется спросом и ориентирована на сделки, а также определяет, какие иностранные покупатели готовы к финансовым тратам, и затем ищет внутренние источники, которые готовы экспортировать. Группа компаний также может ввести в свою структуру такую компанию, что сделает ее работу намного эффективнее.

Рассмотрим пример организации ETC в Швейцарии как способ выхода на европейские рынки, а также возможности экспансии на миллиардный рынок Китая с помощью гонконгских компаний и компаний, зарегистрированных в свободных экономических зонах.

Налоговые особенности Швейцарии

Торговые компании распространены в Швейцарии и могут быть использованы при различных обстоятельствах или как самостоятельная единица, или как часть структуры интернациональной группы. В Швейцарии, например, зарегистрированы такие известные компании, как Metinvest International SA, МАКО Trading SA , Nibulon SA, Interpipe Europe SA, Glencore International AG.

В Швейцарии 26 кантонов, каждый из которых имеет свои налоговые особенности. Если говорить о том, какой же кантон нужно выбрать для создания компании, то в первую очередь следует взглянуть на статистику, лидером здесь является Женева, которая стала важнейшей международной площадкой, специализирующейся на торговле нефтью. Не отстает и город Цуг. Зарегистрированные здесь компании концентрируются на минеральном сырье и металлах. Немало торгово-сырьевых компаний работают в Лугано, Цюрихе, Люцерне и Винтертуре.

Налоги в Швейцарии разделяются по административному принципу на федеральный (эффективная ставка 7,8%), налоги кантонов и налоги муниципалитетов. В настоящее время Кантоны Во, Базель-Штадт, Ноенбург, Швиц и Шаффхаузен разрабатывают политику понижения кантонального налога на прибыль предприятий. Кантоны Базель-Ландшафт, Женева и Цюрих уже объявили, что вместо старых привилегий они рассматривают возможность введения единой шкалы корпоративного налога, как для швейцарских, так и иностранных фирм со ставкой от 13 до 16 % (с учетом федерального налога).

9 кантонов используют комбинированную систему с двумя или тремя налоговыми ставками в зависимости от рентабельности капитала или суммы прибыли. Среди них самый популярный кантон Цуг, где 3% взымаются с первых 100 000 CHF (81 800 евро), и 6% с прибыли, превышающей эту сумму.

По налогу на корпоративную прибыль самая низкая ставка среди кантонов, использующих пропорциональную систему, применяется в кантоне Люцерн (1,5% от налогооблагаемой чистой прибыли), а самая высокая — в кантоне Женева (10%). Стандартная ставка НДС составляет 8%, но некоторые товары (например, продовольственные товары, напитки, лекарства и т.д.) подлежат льготному тарифу 2,5%.

Швейцария не является членом ЕС. Поэтому, например, не взимается НДС в отношении товаров, экспортируемых из Швейцарии в Великобританию. Вместо этого, НДС в Великобритании по стандартной ставке обычно уплачивается на импорт, а зарегистрированное плательщиком НДС в Великобритании предприятие может вернуть ту же сумму из налоговой службы (HMRC).

Также Швейцария подписала соглашения об устранении двойного налогообложения со многими промышленно развитыми странами, что делает эту юрисдикцию привлекательной для учреждения ETC.

В зависимости от наличия местной составляющей, торговые сделки швейцарских компаний можно страховать с привлечением местного экспортно-кредитного агентства SERV (Swiss Export Risk Insurance), это публичная организация, подконтрольная SECO (Государственному Секретариату по Экономическим Делам), что открывает путь к более дешевому финансированию, ведь в случае если швейцарская компания будет держателем страхового полиса — банки, предоставляя кредит, не несут каких-либо существенных рисков, поскольку порядка 95% предоставляемой суммы покрывается страховкой. Для швейцарской компании, кроме дешевезны заемных денег, дополнительным преимуществом будет отстутствие необходимости предоставлять дополнительное обеспечение, залоги при оформлении кредитного договора.

Страховые агенства выдвигают определенные требования к клиенту. Среди таких требований, например, прозрачность бизнеса, прозрачность движения финансовых потоков, профессиональный менеджмент и позитивная деловая репутация. Как показывает практика, швейцарские экспортные трейдинговые компании успешно проходят Know Your Client (KYC) и AML (Anti-Money Laundering) процедуры, как в банках, так и при обращении в SERV.

Экспансия в Китай

Если говорить о стратегии выхода на миллиардный рынок Китая, то в зависимости от желаемого уровня присутствия, можно выделить два основных варианта, о которых пойдет речь дальше. Как первый, так и второй варианты предусматривают возможность привлечения финансирования под осуществление деятельности, что является немаловажным фактором в нынешних условиях.

Вариант 1. Торговая компания, которая будет осуществлять импортно-экспортные операции. Такой компанией может быть, к примеру, фирма в Гонконге. Понятная как для европейцев, так и для китайцев юрисдикция со стабильной финансовой системой и английским правом. Экспортно-кредитное агентстсво Китая Sinasure охотно страхует гонконгские компании, которые отвечают их требованиям, а это открывает двери к финансированию в китайских банках под 3 — 4% годовых, что в украинских реалиях кажется фантастикой.

Вариант 2. Вариант более глубокого проникновения на китайский рынок с организацией собственного производства. Многие производители из собственного опыта такой способ называют наиболее правильным для китайского рынка, учитывая национальные особенности и устоявшуюся практику копирования, плагиата и подделки продукции, производство которой не локализировано. Законодательство КНР выполняет главную стратегическую задачу государства — привлечение инвестиций, поэтому в Китае создано множество видов свободных экономических зон, которые предусматривают налоговые и административные преференции для своих вкладчиков.

В частности:

5 специальных экономических зон: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай). Для компаний, созданных в таких зонах, предусмотрены 5-летние "налоговые каникулы" с полным или частичным освобождением от уплаты корпоративного налога (первые 2 года — налог не взимается, последующие 3 года — 50% от действующей ставки).

90 зон технико-экономического развития государственного уровня: в городах Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Далянь, Харбин, Урумчи, Ухань, Чунцин, Ханчжоу, Шэньян, Чанчунь, Инкоу и других крупных городах. Наиболее успешно действующей ЗТЭР считается Тяньцзиньская зона технико-экономического развития. В настоящее время площадь зоны составляет 33 кв. км. В ней насчитывается более 5 тыс. СП с общим объемом контрактных инвестиций в размере более 25 млрд долларов США. Только компании "Моторола" и "Самсунг" имеют в этой ЗТЭР соответственно более 150 и 100 профильных предприятий-резидентов. Основными видами производства являются: электронные средства связи (более 60%), автомобилестроение (10%), пищевая промышленность (7%), фармацевтика (5%). В общем объеме промышленной продукции ЗТЭР удельный вес научно-технической продукции составляет 55%.

114 зон новых и высоких технологий. Имеют более узкую сферу научно-технической и производственной деятельности.

13 свободных таможенных зон: в гг. Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу, Нинбо, Чжанцзяган, Хайкоу, Сямэнь, Фучжоу, Циндао, Шаньтоу, Чжухай, Шэньчжэнь. Главное преимущество — отсутствие таможенных платежей при импорте иностранных товаров, импортные лицензии не оформляются. Зона также известна своими успехами в совершенствовании электронной системы оформления таможенных процедур, в результате чего удалось организовать круглосуточный режим работы местного отделения таможни и сократить сроки таможенного оформления грузов до нескольких часов.

14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня: в гг. Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжоули, Эрлянь (Автономный район Внутренняя Монголия), Хуэйчунь (провинция Цзилинь), Даньдун (провинция Ляонин), Инин, Болэ, Тачэн (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Пинсян, Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район), Жуйли, Ваньтин, Хэкоу (провинция Юньнань). В китайских ЗПЭС поощряется прежде всего деятельность предприятий по производству сельскохозяйственной, электробытовой и текстильной продукции на экспорт. Система "налоговых каникул" аналогична СЭЗ. При этом малые предприятия, специализирующиеся на торговле с соседними странами, выплачивают 50% таможенных сборов и 50% НДС.

Шанхайская зона свободной торговли. Создана в 2013 году, Шанхайская зона свободной торговли призвана расширять сферу деятельности в таких областях как финансовые услуги, услуги водных перевозок, бизнес-услуги, профессиональные, культурные и социальные услуги.

Таким образом, внедрение экспортной торговой компании в структуру группы открывает большие перспективы: страховое покрытие от европейских институций по страхованию экспорта, сотрудничество с международными организациями, лояльное отношение именитых надежных банков при открытии счета, хорошая деловая репутация. Перевод украинского бизнеса на европейские стандарты позволит адаптироваться к динамично развивающейся мировой экономике и тенденциям к полной прозрачности и деофшоризации структуры группы компаний, а также даст возможность украинцам быть субъектами международной торговли наравне с производителями из стран ЕС, Азии и США. Грамотно используя и комбинируя все возможности, которые существуют на сегодняшний день, бизнес может разработать свой уникальный способ поиска партнеров и завоевания новых рынков.