Как интегрировать таможенную систему Украины и Евросоюза

Как известно, основу экономической составляющей Соглашения об ассоциации Украины с ЕС составляет таможенный блок. Это значит, что Украина должна привести свое законодательство в соответствие с таможенным правом ЕС. Но что это поменяет в таможенном законодательстве нашей страны? Рассказывает Руслан Костецкий, директор компании "SAS Украина"

В первую очередь Украина должна реформировать систему таможенного контроля, делая акцент на анализе рисков, когда тщательно проверяются только "рискованные" поставки (в соответствии с требованиями таможенного законодательства ЕС информация обо всех грузах, ввозимых на территорию ЕС, подлежит обработке на предмет анализа рисков), и на качественном постаудите. Как быстро и качественно анализировать все имеющиеся у ведомства данные? По каким показателям рассчитывать риски? Как уменьшить число ложных срабатываний? На мой взгляд, для этого нашей таможне требуются современные ИТ-решения, которые уже сегодня обеспечивают соответствие правилам и нормативным актам ЕС и успешно оптимизируют рабочие процессы таможенной службы в конкретных странах.

Мировой опыт Южной Кореи, Эстонии, Ирландии и других стран показывает, что применение современных аналитических решений помогает таможенным службам получить комплексное представление обо всех пересечениях границы и выявить те субъекты или объекты, которые подлежат обязательному досмотру ввиду высокого показателя риска. Такая информация позволяет таможенникам находить потенциально опасные лица и грузы и предупреждать о них соответствующие службы.

Приведу пример налоговой и таможенной службы Ирландии. Ведомству был необходим быстрый и надежный механизм обнаружения фактов незаконного ввоза товаров вместо полного досмотра грузов. Внедрив аналитику, таможня Ирландии добилась повышения уровня обнаружения незаконных грузов на 20%, повышения эффективности выявления и проверки незаконных грузов, ускорения таможенного оформления законно ввозимых грузов, эффективного блокирования незаконных грузов с таким же высоким уровнем обнаружения, как если бы проводился ручной досмотр всех грузов и т.д.

Как правило, таможня обрабатывает следующую информацию: данные о транспортных потоках, о водителях и транспортных средствах, полицейские данные, данные о бронировании перелетов, отелей, аренды машин и т.д. Эта информация содержит миллионы ежедневных оповещений и несколько терабайт структурированных и неструктурированных данных. Так, продвинутая аналитика позволяет использовать актуальную информацию из различных источников и социальных сетей, чтобы обнаруживать представляющие повышенный риск грузы и путешественников и отличать их от тех, кого можно беспрепятственно пропустить через границу. Углубленная аналитика помогает сократить время между поступлением новых данных и нахождением значимого признака или события, на которое должен обратить внимание сотрудник соответствующего ведомства. Собирается информация обо всех путешественниках, пассажирах и членах экипажей, въезжающих в страну или выезжающих из нее воздушным, морским или железнодорожным транспортом. Современные информационные технологии позволяют устранить человеческий фактор в этом процессе. Учитывая скорость происходящих в современном мире процессов, сокращение этого времени позволит в отдельных случаях даже сохранить жизни людей.

В заключение я бы хотел обратить внимание на то, что приведение украинского таможенного законодательства к нормам ЕС однозначно потребует внедрения серьезных ИТ-систем, способных собрать воедино накопившиеся у ведомства за более чем 20 лет данные, которые зачастую хранятся в разных источниках (электронных, бумажных), неоднократно дублируются, а их качество оставляет желать лучшего. Для качественного сбора, анализа и хранения этой информации, а также для дальнейшей работы с ней необходимо внедрение единой интеграционно-аналитической платформы.