Люди боятся сталкиваться с государственной машиной, а она продолжает делать все, чтобы люди боялись — Александр Гороховский

Почему у партнерства такая большая сила в бизнесе и чего не хватает украинской предпринимательской культуре, рассказал СЕО медиа-холдинга Dentsu Aegis Network Ukraine Александр Гороховский

Свою карьеру в рекламном бизнесе начал 24 года назад. Сегодня Александр Гороховский возглавляет Dentsu Aegis Network Ukraine, партнера в Украине одного из крупнейших холдингов мира в области медиа коммуникаций и маркетинговых решений Aegis Media.

Почему вы согласились на менторство в проекте CEO4U?

Меня заинтересовала возможность попробовать себя в роли ментора, ранее я никогда им не был. Мне хочется посмотреть на работу других предпринимателей и вникнуть в их процессинг. Но, возможно, встретится проект, который даже вдохновит на сотрудничество.

В вашей жизни были менторы?

Да, 17 лет назад мы пригласили в компанию на месяц консультанта из США Стива Тарта. Это была программа поддержки малым предприятиям, в которую мы попали. Стив очень многому нас научил. Он никогда не говорил ни да, ни нет, никогда не давал прямых рекомендаций, а лишь задавал правильные вопросы. Тогда ты сам приходишь к нужному ответу. Я считаю, что если есть возможность пригласить человека, который в вашей области чего-то достиг, этим нужно обязательно воспользоваться.

Приезд Стива стал для нас настоящим катализатором перехода на новый уровень. Разобравшись с его помощью, как развивается мировой рекламный рынок, мы поняли, что идем правильным путем и необходимо продолжить наше развитие. Мы точно знали, чем будем заниматься ближайшие 10 лет и уверенно пошли по этому пути.

А еще так называемыми менторами выступают клиенты. Был случай, когда клиент пришел к нам и посоветовал обратить внимание на некоторые подходы, которые были реализованы его агентствами в других странах. Хорошие клиенты учат и вдохновляют, а в нашем случае — еще и выводят на первое место на рынке.

Почему крупный бизнес должен помогать МСБ?

То, чем мы занимаемся, не является большим бизнесом. Большой бизнес — это крупные структуры с многочисленными заводами, шахты, компании с оборотом в десятки миллиардов, а в некоторых случаях — сотни миллиардов. Мы же в классическом понимании — средний бизнес.

Малый бизнес — это основа демократичного общества, на мой взгляд. Именно поэтому он важен и ему необходимо помогать развиваться. Цель моего участия в проекте — чтобы на один успешный малый бизнес в стране стало больше. Чем больше в стране малого бизнеса, тем больше шансов у страны быть демократической.

На что малому и среднему бизнесу Украины стоит сейчас обратить наибольшее внимание, на какие ключевые моменты?

Есть вещи, на которые необходимо обращать внимание независимо от ситуации в стране. Мы начинали с 5-6 человек в компании, потом расширялись до 10, 20, и многие проблемы, с которыми мы сталкивались, типичны. В этом проекте я могу подсказать предпринимателям, как выходить из разных ситуаций на ошибках, которые многому нас научили.

Стоит помнить, что наш опыт строился в другой парадигме экономики, поэтому многие советы уже не валидны. Но, при этом, опыт все-равно остается бесценным капиталом, которого как раз и не хватает МСБ — и я постараюсь его дать.

Существуют ли универсальные советы для бизнеса?

Есть один универсальный рецепт. Мой опыт показывает, что делать бизнес в одиночку или с надежным партнером — две большие разницы. Вероятность того, что компания будет расти и процветать во втором случае выше, чем если делать все одному. Это вполне объяснимо. Надежный партнер — это твоя опора и страховка.

Партнерство — вопрос доверия. Как с ним обстоят дела в бизнес-среде Украины?

Там, где нет доверия — нет бизнеса. Там, где есть доверие — бизнес процветает.

У меня очень много друзей, которые занимаются различными направлениями, и практически везде есть 2 или 3 партнера. А вот примеров, где один человек смог все потянуть — слишком мало. Я не отрицаю их существование, но в подобных историях энергетика предпринимателя должна быть совершенно необычная. Это должен быть сверхчеловек, работающий за двоих, троих, пятерых.

Какие критерии предпринимателя и бизнеса для вас важны в менторстве?

Я буду отдавать предпочтение компаниям, где не один компаньон, а хотя бы двое. Хотелось бы, чтобы направления были релевантны моему бизнесу — медиа, реклама, маркетинг. Так я могу дать советы не только по общей организации бизнеса, но и по специфике отдельных процессов.

Насколько малый и средний бизнес конкурентен с крупными игроками на рынке и в каких нишах?

У каждого бизнеса есть своя территория, где он может работать. Сила любого бизнеса в том, чтобы эти территории расширять. Наверняка, есть масса ниш, где малый бизнес прекрасно может работать наряду с большим. Также есть и те, где большому бизнесу нет места: сервис, парикмахерская, СТО, небольшие магазины и прочее.

Каждый ли малый бизнес должен становиться средним, а средний — крупным?

Определенно нет. У каждого человека есть свои амбиции и финансовые запросы. У кого-то, например, стать лучшим в мире, тогда человек идет и становится лучшим. И у кого-то "мир" — это сегмент, в котором он работает, а у кого-то — страна, в которой он живет. Поэтому я уверен, что малый бизнес не обязательно должен становиться средним, а средний — большим.

Так здесь важны только личные факторы, а не сфера бизнеса?

В большинстве случаев малый бизнес не может стать крупным. При этом часто это результат амбициозности учредителей или владельцев.

Чего не хватает украинским предпринимателям?

Думаю, предпринимателям немного не хватает духа предпринимательства — это с одной стороны. Нет культуры "попробовать" бизнес на вкус. Но этому есть вполне логичное объяснение. Государственная система регистрации, работа налоговых и других государственных органов не очень поощряет молодых бизнесменов.

Люди боятся сталкиваться с государственной машиной, а та, в свою очередь, продолжает делать все, что бы люди боялись. Вот когда ситуация изменится — в Украине много людей посмотрит на мир бизнеса другими глазами.

Как должен выглядеть идеальный предприниматель?

Нет идеального предпринимателя. Ни один бизнес не работает в вакууме: вокруг постоянно много конкуренции, регуляторных органов, политики и прочего. В развитых странах существует некий баланс между бизнесом и государством, у нас он сильно нарушен. Но я надеюсь, что все будет меняться, я же оптимист.

В чем главная схожесть успешных предпринимателей?

Они, как правило, не боятся. Не боятся ошибиться.