Начни сначала: школа предпринимательства как бизнес-стимул

Днепровский предприниматель Дмитрий Кирилюк еще полгода назад предполагал закрыть свой бизнес — магазин женской одежды elli.ua. Школа предпринимателей открыла в нем новое "дыхание", и в декабре компания впервые за долгое время вышла в прибыль
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

До момента открытия собственного дела Дмитрий успел поработать в различных отраслях. Elli.ua (на тот момент elli.com.ua) начинался 8 лет назад, как магазин торговли китайскими карнавальными костюмами. Карнавальные костюмы появились как идея совершенно случайно — первоначальная задумка была о создании сайта по стилистике, с советами о подборе гардероба. На тот момент днепрянин как раз уволился с места работы, хотелось создать свой бизнес, но он не знал, чем заняться. Перечитывая очередной тематический форум, Дмитрий с партнером нашли фабрику в Китае и решили продавать их одежду. Партнеры сделали сайт за два дня и начали торговлю. Строился этот бизнес на энтузиазме — больших инвестиций не было, да и конкретных целей тоже. Название пришло спонтанно, первый вариантом был girls-shop.com.ua

Китайский карнавал

Схема была такова — после заказа на сайте полагалось ожидать месяц, пока он приедет из Китая. Дмитрий занимался технической частью, его партнер Александр рекламой и SEO, а будущая супруга Дмитрия, Елена занималась прозвоном клиентов. Бизнес развивался хорошо — первые вложения составили около $200, при этом за год оборот вырос до миллиона гривень. В итоге предприниматели расширили штат до 8 человек.

Однако первоначальная идея оказалась не слишком жизнеспособной из-за растрат. "Проблема состояла в том, что у нас не было знаний о том, как правильно планировать закупки, бюджет", — рассказывает предприниматель. Через три года продажи стали падать. Кроме того, начинающих предпринимателей очень сильно подвели подрядчики, у которых заказали новый сайт — вместо обещанных полугода с внедрением новых технологий сроки растянулись на 2,5, и сайт в итоге оказался нерабочим. Поэтому Дмитрию с партнером пришлось немного освоить программирование, веб верстку и программирование 1С. В итоге интернет-магазин предприниматели сделали сами, несколько изменив и его профиль — Китай сменился украинским производителем. Причин такой переориентации было несколько — скачки курса гривни сделали перепродажу китайских товаров не столь выгодной, да и клиенты оставляли много жалоб на качество товара из Поднебесной. Сыграла свою роль и мода на отечественного производителя.

Но ситуацию со средствами смена поставщиков и переделка сайта кардинально не изменила. После смены сайта SEO просело в 10 раз, средств на маркетинг не осталось, а накладные расходы продолжали поедать всю прибыль. Долгое время магазин работал убыточно, возникали постоянные проблемы различного плана. И в сентябре прошлого года партнер Дмитрия покинул дело, Дмитрий продолжил работу над магазином со своей супругой Еленой. Предприниматель и до этого задумывался о смене вектора работы и запустил несколько проектов, в частности начал продавать мебель. Кроме того, еще прошлой весной возникло новое, интересное направление — 3D-печать. "Изначально у меня была идея продавать 3D принтеры, однако подвели поставщики. Но у меня есть стремление и знания для того, чтобы делать что-то руками, поэтому я участвовал в ярмарке Kyiv Maker Faire", — говорит бизнесмен. Поэтому Дмитрий сосредоточился на 3D-печати различных изделий, заводил знакомства в этом направлении и подумывал целиком перейти в эту отрасль.

"Школьный" рестарт

В сентябре предприниматель прочел о старте Нова Пошта Business School в Днепре. По его словам, участие в школе изменило его отношение к будущему elli.ua: отчаяние и желание закрыть бизнес сменилось уверенностью в будущем компании.

"Каждое занятие в школе — это было внедрение новых удобств для покупателей у нас на сайте, какие-то решения по поставщикам, по бизнесу в целом, по сервису. Я что-то подсматривал, и мы сразу же старались применить это", — говорит Дмитрий. Модуль по переговорам научил как получить более выгодные условия от поставщиков, что позволило полностью сменить схему работы с ними. Если раньше невостребованный товар оставался на складе и замораживал средства, то теперь абсолютно все излишки возвращаются на фабрики.

Однако на этом новеллы не закончились. Дмитрий получил стимул для оживления проекта, и начал развивать его и в технической части. Например, при появлении новых товаров у поставщика, система автоматически добавляет их на сайт. "Мы смогли за неделю добавить перечень товаров, которые бы люди добавляли месяцами. Мы посчитали, что это стоило нам зарплату одного специалиста в месяц, но в дальнейшем это будет экономить время и приносить прибыль", — отмечает предприниматель. Логистика так же претерпела качественные изменения — появилась опция дропшиппинга — когда клиенты получают заказы прямо с фабрики за 1 день. Это позволило практически полностью исключить отказы из-за сроков доставки (обычная схема доставки предполагает ожидание заказа 3-4 дня). При этом СЕО elli.ua шутит, что научился диктовать свои условия своим поставщикам.

Еще один плюс, приобретенный после школы — возвращение старых клиентов и увеличение лояльности. Дмитрий отмечает, что на привлечение покупателей сработала стратегия "мелочей". "Например, бесплатная подарочная упаковка нам обходится в копейки, но клиенту приятно", — делится предприниматель. Клиенты, которые делают на elli.ua десятки покупок возвращаются благодаря комбинации хорошего сервиса, скидок и мелких "приятностей". "Мы сейчас очень активно возвращаем давних покупателей, и они нам приносят большую часть дохода", — подчеркивает он. Каждый покупатель обслуживается как будто он единственный. Планируется также внедрить партнерскую программу — вознаграждение за привод клиентов и систему бонусов.

В декабре после длительного падения интернет-магазин "Элли" вышел в прибыль. Это позволило направить средства на развитие маркетинга и SEO.

Новые горизонты

Сейчас Дмитрий запустил — производство и продажу вытяжек для маникюрных столов. Это дело он открыл с отцом — сын проектирует и продает, а родитель отвечает за создание. "Папа производственник, но при этом экономику он мог неправильно посчитать. Я теперь вижу четко, какие мы допускали ошибки и как теперь их избежать", — рассказывает бизнесмен. Также запущена кооперация с одним из студентов Нова Пошта Business School — интернет-магазин автозапчастей.

Впрочем, сотрудничество с другими сокурсниками по Нова Пошта Business School на этом не закончилось. Вместе с коллегой Ириной Чумак запустили сервис комплиментов. Ирина — владелец пекарни, и у нее свой пряничный бизнес "Печенюшка". Дмитрий предложил ей попробовать совместить усилия. Выгоду увидели оба предпринимателя — elli.ua получали лояльность клиентов, а пряничное производство — рекламу и в перспективе новые заказы. "Когда человек получает коробку, он открывает ее, поднимает одежду, а там внизу лежит пряник в красивой упаковке и визитка Ирины. Такой сюрприз, мы его подбираем под цвет товара", — рассказывает Кирилюк. По его словам, в итоге Ирине уже удалось привлечь несколько клиентов. "Это сотрудничество, которое мне и Ире ничего не стоит, а клиенты довольны", — резюмирует Дмитрий.