Наши бизнесмены не умеют договариваться с иностранными заказчиками — сооснователь Львовской бизнес-школы

Бизнесмен Ярослав Руцишин о том, чего не хватает украинскому бизнесу при общении с иностранными заказчиками и постсоветском менталитете украинских предпринимателей
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В рамках совместного проекта Delo.UA программы "Собственники" на Радио "Аристократы" и Совета бизнес-омбудсмена"Право на бизнес" мы поговорили с Ярославом Руцишиным, сооснователем Львовской бизнес школы и АО "Троттола" о его бизнесе, опыте нахождения общего языка с иностранными заказчиками и главной проблеме украинского бизнеса

Расскажите о вашем бизнесе.

Мы шьем легкую женскую одежду. У нас одна из крупнейших в Украине компаний: у нас 9 фабрик, отправляем мы 150-200 шт. продукции в месяц на экспорт. Мы шьем в основном на внешние рынки, по образцам заказчиков из Британии или Испании в зависимости от брендов. Очень малый процент нашей продукции идет на внутренний рынок.

Как вы находили заказчиков на Западе?

У нас хорошая репутация, качеством шитья мы отличаемся от многих других стран-производителей. С нами хотят иметь дело. Но если говорить про единственный критерий, который должен быть в обязательном порядке, — это язык. И я сейчас говорю не столько про иностранный язык, например английский, французский или немецкий, сколько про язык бизнеса. Наши бизнесмены, особенно с Западной Украины, не умеют договариваться и находить общий язык. Отсутствие взаимопонимания даже при отличном знании английского языка приводит к невозможности выйти на международных инвесторов. А ведь Украина очень привлекает иностранных заказчиков.

Как на вас отразились военные и политические риски инвестирования в Украину?

Некоторый спад заказов был, пропорциональный отсутствию стабильности и понимания политики нашего парламента. Но поскольку Украина продолжает политику евроинтеграции и выполняет требования ассоциации с ЕС, а наши европейские партнеры строят свою деятельность на основе договоров, мы, так как уже достигли определенных договоренностей, продолжаем их выполнять. Другой вопрос, готовы ли украинцы к выходу на рынки ЕС? Не уверен. Нам не свойственна готовность делать свой продукт и заявляться с ним на мировом рынке. Мы немного этого боимся. Задание нашей бизнес-школы в том числе — снять эти страхи и вселить уверенность, что мы можем делать абсолютно конкурентоспособный продукт.

В чем специфика вашей работы?

У нас основная конкуренция ведется не за рынки, а за специалистов. Мы конкурируем не друг с другом, а, например, с Бангладеш или Вьетнамом. Надо браться за работу, которая есть, и делать ее максимально профессионально, постепенно добавляя стоимости собственному продукту. Мы можем конкурировать с такими странами, потому что ситуация с человеческим ресурсом у нас лучше чем там.

Основная же наша проблема — это контрабанда. То есть товары, которые зашли на наш рынок в обход пошлин. С ними конкурировать бесполезно — ты всегда будешь неконкурентным по сравнению с контрабандой или "подвальными пошивами": они же дешевле. Как мне кажется, самым эффективным способом решения этой проблемы могла бы стать даже не так строгость наказания, как его неизбежность. А пока этого нет, мы работаем на западных рынках, где правила соблюдаются.

Как вы пришли к идее запустить такое производство?

У меня был опыт небольшой управления и доведения дел до конца еще с университетских организаций. Я долгое время общался с технологом из Лондона, и спустя какое-то время мы основали этот бизнес и до сих пор развиваем его вместе, привлекая очень большое количество инвестиций в Украину для покупки швейных фабрик и нового оборудования.

Какие у вас ожидания от налогового кодекса и чей проект вы поддерживаете?

Моя точка зрения — лучше любое решение, чем никакого. Оба проекта имеют право быть. Важно, чтобы в борьбе между этими двумя проектами мы не утопили идею менять налоговую систему как таковую.

Мы должны выходить из позиции виноватости предприятия. Нам нужна новая система.

Благодаря мораторию на проверки бизнеса стало немного легче, но этот мораторий не будет вечным. Нам необходимо переходить на абсолютно новую парадигму функционирования органов исполнительной власти в стране.

А чему вы учите во Львовской бизнес-школе?

Мы уже не говорим об обязательном знании английского языка — это однозначно и категорично важно. Если говорить об умениях и навыках — нам недостает смелости и отважности заявлять о себе и делать свой продукт, правильно его построить и вывести на рынок. Еще мы развиваем идею "Мысли глобально, а действуй локально". Постсоветский образ мышления сказывается на наших предпринимателей: бизнес-модель каждого построена на неуплате налогов и мы это ломаем, но не гнобя этих людей, а показывая другие возможности, примеры. Для этого бизнес-образование является ключевым фактором.