НДС боится выйти из тени

Смутность в методах борьбы с "налоговыми ямами" Фискальной службой заключается в том, что добросовестные налогоплательщики пострадают, а риски, связанные с теневым НДС, не разрешатся
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Система электронного администрирования НДС в Украине введена с 1 февраля 2015 г. в тестовом режиме. То что система не эффективна уже сейчас, подтверждается сообщением пресс-службы Государственной казначейской службы Украины: "Не все плательщики осуществили зачисление необходимых средств на электронные счета, что вызвало долг перед государством на 1,9 млрд грн".

По данным ГКСУ НДС-счета в декабре 2014 года были открыты 256 тыс. украинским предприятиям, а в марте 2015 года только 6,2 тыс. (менее 3%) украинских предприятий перечислили денежные средства на НДС-счета.

Если система электронного администрирования НДС заработает в полную силу с 1 июля, как и предусмотрено Законом Украины № 71-VIII от 28.12.2014 г. (пункт 35 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса Украины), то к правилам, которые действуют на протяжении тестового периода, прибавляются еще более сложные.

Прежде чем зарегистрировать налоговую накладную в ЕРНН, необходимо уплатить сумму налоговых обязательств на счет в системе электронного администрирования НДС, аккумулирующий эти суммы до момента их перечисления в бюджет (п. 2001.3 ст. 2001 НКУ). Это можно назвать авансовой уплатой НДС по первому событию.

При этом, законодателей не волнует то, что большинство предприятий работает с отсрочкой платежа. Если средний период оборачиваемости дебиторской задолженности предприятий в США и Великобритании равен 40 дням, а в Евросоюзе — 70, то для предприятий в Украине — он в разы больше. Несмотря на возможность с 01.07.2015 г. зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректирования в ЕРНН на сумму среднемесячного размера суммы налога, задекларированного и уплаченного плательщиком в бюджет за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев, эксперимент с НДС-счетами приведет к значительному отвлечению оборотных средств налогоплательщиков (от 12 до 18%). А если учесть дороговизну и недостаток кредитных ресурсов (учетная ставка Нацбанка 30%), а также индекс инфляции, то плательщики не смогут перечислять денежные средства на специальный счет и зарегистрировать в 15-дневный срок налоговые накладные, что повлечет за собой применение "космических" штрафных санкций в зависимости от количества дней просрочки (от 10 до 50 процентов от суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных (п. 1201.1 статьи ст.1201 Кодекса).

По упомянутым налоговым накладным право на налоговый кредит у покупателя возникнет только в период фактической регистрации накладной в ЕРНН, но не позднее чем через 180 дней с даты составления налоговой накладной. Если же налоговая накладная зарегистрирована позднее, чем через 180 дней, или не зарегистрирована вообще, право на налоговый кредит покупатель утрачивает навсегда. То есть, отсрочки отражения налогового кредита по зарегистрированным налоговым накладным больше нет.

Не установлена ответственность фискальных органов за технические сбои, за ошибки при исчислении результата формулы, за неправомерное списание средств с НДС-счета в бюджет, за "ручное вмешательство" в систему. Усложнено предоставление доказательств неправомерных действий фискальных органов при обжаловании таких действий в части регистрации налоговых накладных в судебных инстанциях.

Между тем, буквально все бухгалтера, предприятия которых являются плательщиками налога на добавленную стоимость, начали рассуждать на тему планирования осуществления платежей по НДС на счета в системе электронного администрирования и возможной оптимизации уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет. Не секрет, что от оптимизации до уклонения от уплаты налогов один шаг.

Причины пользования схемами уклонения от налогообложения представителями реального бизнеса — высокая нагрузка на заработную плату, несправедливая система распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками, высокое фискальное давление на бизнес, отсутствие действенных механизмов защиты прав субъектов хозяйствования в административном или судебном порядке и т.п.

Схемы уклонения от налогообложения трансформируются, изменяются, но остаются, пока не будет применен комплексный подход к решению проблемы "налоговых ям". .

Сегодня же налогоплательщики "восстанавливают" остаток отрицательного значения налога на добавленную стоимость предыдущих отчетных периодов и включают суммы этого налога без проведения проверок в состав налогового кредита, что даст возможность им после 1 июля зарегистрировать налоговые накладные на такие суммы в ЕРНН.

Идет "бойкая торговля" непогашенными остатками налога на добавленную стоимость, которые были задекларированы до 1 февраля (как заявленных к бюджетному возмещению на расчетный счет, так и в счет уменьшения налоговых обязательств, остатка отрицательного значения предыдущих отчетных периодов).

Некоторые "предприимчивые" плательщики регистрируют сельскохозяйственные предприятия со специальным режимом налогообложения НДС, для продажи "бестоварного" налогового кредита (не исключен коррупционный фактор в виде стимулирования своевременного перечисления средств со счета казначейства).

Усердно трудятся бухгалтера "продвинутых предприятий" составляя бухгалтерские справки, как бы суммы НДС не были включены в состав налогового кредита до 01.07.2015 г. при приобретении товаров/услуг, необоротных активов, и эти ценности используются уже в облагаемых операциях (п.36 подраздела 2 раздела ХХ Кодекса).

Включение остатков не возмещенных сумм и отрицательного значения налога на добавленную стоимость в расчет формулы и возврат средств со счета в системе электронного администрирования на текущий счет создают более благоприятные условия не только для добросовестных налогоплательщиков, но и для дальнейшего существования "налоговых ям", что вообще ставит под сомнение целесообразность и эффективность этой системы.

Введение НДС-счетов сопровождается значительными издержками, как для конкретного налогоплательщика, так и для общества в целом. Издержки для налогоплательщиков связаны, прежде всего, с отвлечением части оборотных средств, увеличением затрат на исполнение налогового законодательства. Для государства введение НДС-счетов влечет за собой прямые и косвенные издержки бюджета, связанные с администрированием новой системы. Издержки общества состоят, прежде всего, в увеличении потребительских цен и, как результат, снижении уровня потребления.

Остается надеяться, что власть не станет спешить, и оставит эксперименты с НДС до тех пор, пока в Украине не стабилизируется экономическая ситуация.