Не по понятиям: Миндоходов готовит ценовую диктатуру

Миндоходов планирует ввести понятие "справедливых рыночных цен" и распространить принципы трансфертного ценообразования абсолютно на все операции со связанными лицами и налоговыми "льготниками"
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Министерство доходов и сборов опубликовало доработанную редакцию проекта закона, который вводит в Налоговый кодекс понятие "свободная рыночная цена". Первую редакцию как такую, что противоречит интересам бизнеса, забраковало Госпредпринимательство, новый же документ был поддержан комиссией в январе, хотя и не стал лучше.

Разница между "справедливой" и "обычной" ценой

Закон о трансфертном ценообразовании изменил принцип ценообразования не только для контролируемых операций свыше 50 млн гривень в год. Он привел к тому, что понятие "обычная цена", которое является основой трансфертного ценообразования, вообще перестало касаться операций, недотягивающих до порога контролируемости, что создало правовой вакуум, который пока позволяет несколько сэкономить на налогах.

Однако, как и следовало ожидать, в Миндоходов взялись за заполнение пустот. Так, понятие "обычной цены", по логике министерства, должно относиться только к контролируемым операциям со связанными лицами и офшорными компаниями, а для всех остальных предусмотрен новый термин — "справедливая рыночная цена". Хотя он кажется странным: цена может быть либо справедливой, либо рыночной — это одно и то же.

Справедливая рыночная цена, которую предлагает использовать налоговая, это "цена, которая сложилась на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг), по которой товары передаются (работы выполняются, услуги предоставляются) в операциях между лицами, которые не являются связанными".

Ясно, что эта формулировка значительно более жесткая, чем у "обычной цены". Напомним, обычная цена в НК определяется как "цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен". А доказать обратное для налоговой всегда было непросто: по статистике, большинство судебных решений принималось в пользу плательщика.

Со "справедливой ценой" все сложнее. В законопроекте говорится, что обязанность по доказыванию уровня справедливой рыночной цены возложена на налоговый орган, однако следующий же абзац предусматривает обязанность плательщика при проверке обосновать договорную цену. Ярослав Абрамов, советник Silver Seal Advisers, говорит, что эта норма нивелирует обязанность налоговой что-либо доказывать. В остальном, по словам юриста, Миндоходов будет иметь право самостоятельно корректировать налоговые обязательства согласно полученным ею "справедливым рыночным ценам".

Подводные камни

Фактически, идея заключается в том, чтобы все операции со связанными лицами и неплательщиками налога на прибыль, включая нерезидентов и физлиц-предпринимателей, сделать контролируемыми. Соответственно, доходы и расходы по налогу на прибыль корректируются на справедливые рыночные цены во всех таких операциях независимо от типа и суммы. "Если прочитать определение справедливой рыночной цены, приведенное в законопроекте, легко понять, что это та же самая цена, с которой предлагается сравнивать свои цены налогоплательщикам, осуществляющим контролируемые операции", — говорит Константин Карпушин, глава группы трансфертного ценообразования КПМГ в Украине.

Дмитрий Михайленко, партнер юридической группы OMP, обращает внимание на то, что в определении, похожем на метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи), нет ссылки на сопоставимые рыночные условия, которая является очень важным элементом данного метода и принципиально уместна в такого рода нормативных конструкциях. "Недаром она прошагала от обычных цен в трансфертные из 1997 года в 2013-й", — говорит юрист.

Также возвращаются и уж вовсе подзабытые правила относительно непременного указания в договоре налогового статуса контрагентов.

Что касается импорта, "справедливой" ценой для товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, будет считаться рыночная цена, но не ниже таможенной стоимости товаров, с которой были уплачены налоги во время их оформления. Таким образом, база налогообложения для НДС и налога на прибыль не может быть ниже таможенной стоимости таких товаров. "Теперь при завышенной таможенной стоимости и невозможности в последующем продать такой товар выше нее бизнес будет терпеть убытки не только от излишней уплаты НДС, но и налога на прибыль", — объясняет Дмитрий Сушко, управляющий партнер PSPAudit.

Михайленко считает предложенные правила излишними, неоправданно расширяющими налоговое администрирование и в целом противоречащими налоговой политике государства. Возникает вопрос, зачем законодатель сокращал количество контролируемых операций суммой 50 млн, чтобы Кабмин вернул старое налоговое администрирование обычных цен независимо от суммы?

Как измеряется справедливость цены?

Но вопрос не только в "зачем"; интересно — как? На прошлой неделе киевское управление Миндоходов проводило традиционную встречу с бизнесом, и на вопросы о механизме согласования цен в контролируемых операциях ответственные представители налоговой опускали глаза — мол, "работаем над этим". В процессе такой работы ряд установленных постановлением источников информации из перечня был вполне справедливо исключен — например, сайты Минрегиона и Минагрополитики, но взамен ничего не предложено. Госпредприятие "Госвнешинформ" тоже констатирует "дефицит информации о рыночных ценах по множеству товарных позиций, а также ценах на работы и услуги". И это при том что закон вступил в силу с сентября прошлого года.

Министр доходов и сборов Александр Клименко в октябре 2013 года пообещал создать Центр мониторинга товарных рынков, который должен был побороть проблему завышенной таможенной стоимости и заодно определения "обычной цены" для целей трансфертного ценообразования.

13 февраля Клименко озвучил идею создания единой базы цен. Над ней, по словам министра, будут работать эксперты и согласуют ее с профильными ассоциациями. Но пока нет ни центра мониторинга, ни базы, а существующие таможенные таблицы, на которые систематически жалуется бизнес, признали неадекватными даже налоговики. Получается, что нет и общего механизма определения стоимости ни для контролируемых операций, ни для таможни.

Ярослав Абрамов настроен скептически: "Закон вступит в силу с момента опубликования — как обычно, с нарушением принципов системы налогообложения. Это значит, что уже в 2014 году бизнес может быть вынужден проводить корректировки и платить штрафные санкции — ведь закон не содержит ни льготного периода, ни каких-либо временных рамок применения". В целом кроме налоговой этот законопроект никто не ждет: "Мы поддерживаем критику и выражаем надежду, что он либо не дойдет до парламента вообще, либо дойдет в очеловеченном виде", — резюмировал Дмитрий Михайленко. Как минимум, чтобы не усугубить проблему с определением цен для импорта и ТЦО контролем всех операций со связанными лицами, налоговикам стоило бы сначала определиться с механизмами.