От канцелярии до кожаной обуви: как создавался дизайнерский бренд Proskurovskaya

Не смотреть на других дизайнеров, чтобы не повторяться, отрабатывать навыки ручной отделки до фабричного уровня, изобрести уникальный шов для максимальной прочности и создать новый вид обуви. Что еще делают молодые дизайнеры, чтобы быть вне конкуренции?

На волне "экономического патриотизма" мы узнали, что в Украине производится достаточно качественной одежды и изделий из кожи (обувь, сумки, кошельки). Некоторые делают продукцию просто хорошего качества по доступной цене, другие стараются следить за мировыми тенденциями и наследовать их… И только маленький процент пытается придумывать что-то свое. Не у всех получается. Но мы нашли пример дизайнера, шьющего такие кожаные сумки, которых не найдешь даже в Европе.

Мария Проскуровская шьет под своим именем кожаные кошельки, сумки и обувь уже три года. В основе дизайна — небольшая палитра цветов (базовые восемь), прямые линии, эргономика и сложный крой, который призван сделать изделие прочным. Несмотря на то, что Марии только 21 год, у нее уже есть своя торговая площадка в одном из столичных ТЦ, мастерская (и одновременно Showroom) и семь человек в подчинении. И хотя она не позиционирует себя как часть fashion-индустрии, за плечами Проскуровской участие в двух показах Mercedes Benz Kiev Fashion Days и три самостоятельные коллекции. Свою обувь она шьет сама и предпочитает не смотреть работы других художников. Результат этого — "муверсы" (кожаная обувь — Ред.) и пластиковые шоперы (прозрачные пакеты для покупок — Ред.). И хотя ее вещи сильно не похожи на то, что мы привыкли видеть на полках магазинов, а цены выше среднего (кожаная сумка от 4 500 грн), их с удовольствием покупают те, кто ценит не имя и бренд, а функциональность, дизайн и качество.

Дизайнерами рождаются

Бренд из своего имени Мария Проскуровская создала, когда ей было еще 9 лет. Маленькая девочка уже тогда знала, что будет дизайнером — правда, не знала, чего именно. "Сначала я много шила одежды, с 9 лет уже работала за машинкой. Но быстро дошла до высокого уровня и поняла, что для меня тут все просто", — вспоминает Мария. Потом девушка занялась канцелярией — делала блокноты, визитки. Опыт работы с бумагой научили терпению, аккуратности и геометрической точности, чтобы hand-made вещи выглядели оригинальными по дизайну, но доскональными по изготовлению: "Я не люблю, когда ручную работу видно, нужно все доводить до фабрично уровня. С бумагой, например, это сложнее всего. Нельзя прикасаться к лицевой части, остаются жирные пятна. А прошивать на машинке нужно без ниток так, чтобы не оставить загибов".

Имея технический склад ума, она тщательно исследовала, как создаются различные конструкции, будь то коробки, сумки или одежда. Для этого полностью разбирала их на части, и поняв, как они устроены, делала что-то новое. "Для меня это была наработка базы. Одно время я даже жила в школьном подвале. Тогда я поняла, что я очень счастливый человек: нет денег, семьи, работы, негде жить, но это прекрасно, я занимаюсь своим любимым делом — создаю основу и знаю, кто я", — вспоминает дизайнер. Когда необходимые навыки были отработаны, Мария решила освоить новый материал — кожу.

В своей коже

"Мне было 17 лет, когда я купила свой первый кусок кожи и начала с ним что-то делать", — продолжает Проскуровская. Из него получилась первая сумка. "Это было не совсем то, что я хотела, но я решила не останавливаться".

"Я хотела пошить себе сумку, которую нигде не могла найти. Мне был важен не бренд, а идея, но из того, что я видела, мне ничего не нравилось. И я решила пошить ее сама", — описывает Мария мотивацию, довольно-таки традиционную для большинства инноваторов.

Получилось не совсем профессионально, но нужно было пробовать дальше. Первые изделия заказывали друзья и знакомы. Кроме сумок, Проскуровская начала шить кошельки, кожаные блокноты, портфели. Чтобы сумки имели идеальные прямые углы, она сама разработала и запатентовала технологию "прорезного шва", благодаря которому можно сгибать кожу под углом 90 градусов. Так родились сумки-восьмиугольники.

Через год у нее уже была собственная мастерская, а через два начала делать обувь. "Я разрабатывала обувь два года. Два года я засыпала и просыпалась с этой мыслью. Была огромная коробка пробников, попыток делать ее по классическим технологиям, но я быстро поняла, что это не мое", — говорит дизайнер. Результатом поисков стали муверсы — обувь, которая одинаково подходит мужчинам и женщинам. Простые, с удобной подошвой и специальной стелькой внутри. На вид "муверсы" напоминают цельную галошу, а сверху один шов, скрепляющий материал. Есть варианты летних и зимних моделей с мехом внутри. Стоит одна пара от 3000 гривень. Всю обувь дизайнер шьет сама. Сама в ней и ходит. На работу предпочитает принимать таких же самоучек, как и она — говорит, легче с нуля научить, чем переучивать. Сейчас у нее в подчинении 7 человек, и еще одного она обучает. Хотя свою обувь по-прежнему шьет сама.

Пластиковые шоперы

Чтобы покупателям было в чем забирать готовую обувь, Проскуровская вспомнила опыт работы с канцелярией и придумала пластиковые прозрачные пакеты, а для прочности и красоты скрепила их заклепками. Но пакет сам по себе получился настолько оригинальным, что его стали покупать отдельно.

"Было мало заказов на кожу, а люди вдруг стали спрашивать, можно ли купить пакет отдельно, без сумки. Я подумала: почему бы и нет. И мы стали делать и продавать их отдельно. Это интересно, красиво, относительно дешево, а главное — функционально. Благодаря просчитанной эргономике пакет выдерживает до 20 кг веса. К тому же это дизайнерская вещь", — рассказывает она.

Сейчас Мария делает несколько видов изделий из пластика: пакеты, рюкзаки разных размеров. Стоят они от 350 гривень, а срок годности практически вечный. Для них Проскуровская открыла торговую площадку в киевском ТЦ "Оушн Плаза" — говорит, что для пластика места много не надо, они яркие и интересные, поэтому им хватает и 4 квадратных метров. А тех, кто хочет заказать у кутюрье кожаные изделия, Мария принимает в своей мастерской, которая по совместительству является и showroom.

Говорит, ей лестно, что люди, позволяющие себе Gucci, заказывают у нее по пять пар обуви. "Я всегда хожу в своей обуви, у меня только одна пара кроссовок — и все. И мне приятно, что люди, которые носят Armani, Gucci, заказывают у меня обувь. И я ставлю себе задачу — дорасти до уровня таких брендов". Хотя среди клиентов мастера есть и обычные офисные работники, парикмахеры, фотографы.

"Мне важно, чтобы мое брендирование было незаметным, чтобы человек посмотрел на изделие, а потом, на бирку кто его сделал. Мне нравится, что по изделию видно, что это бренд "Проскуровская". В этом моя философия, в каждом изделии это я. Ты можешь где-то неосознанно что-то увидеть, забыть, а через два года оно всплывет в памяти, и ты примешь эту идею за свою. Со мной так было несколько раз, и когда я это осознавала — останавливала работу", — говорит Мария.

Сейчас Проскуровская продает в месяц до 30 пар обуви, 20 сумок и кошельков. Кроме своих авторских изделий она охотно шьет по эскизам клиентов, но никогда не соглашается повторять мировые бренды, потому что считает, что дизайнер не должен смотреть на чужие работы, чтобы неосознанно не копировать то, что уже было создано. По ее мнению, художник должен закрыться в своем мире и создавать новые по дизайну и максимально эргономичные по наполнению вещи.